Синтаксис паскаля: Синтаксис Pascal и его структура / Программирование / ADODO.ru

Содержание

Синтаксис и семантика Паскаль

Чтобы приступить к созданию сначала простейших, а потом и сложных программ на языке Паскаль, ознакомимся со структурой и элементами данного языка программирования. При помощи синтаксиса и семантики мы описываем каждый элемент языка. Что означает синтаксис и семантика Паскаль? Правила построения элементов устанавливает синтаксис, а семантика связана со смыслом и правилом использования того или иного элемента языка, которому были присвоены синтаксические определения.

Алфавит. Синтаксис и семантика:

Теперь поговорим об алфавите языка Паскаль. Прежде всего, алфавит представляет собой перечень допустимых в языке символов. Язык программирования Паскаль обладает следующим набором основных определяющих символов:

Строчные и прописные латинские буквы:

Символ подчеркивания: «_» Пробел: « » Арабские цифры от 0 до 9:

Перечень знаков операций:

Последовательность ограничителей:

Спецификаторы:

Служебные слова:

Элементарные конструкции языка Паскаль: имена, числа, строки. Именами (или идентификаторами) называются элементы языка — метки, константы, переменные, типы, процедуры, модули, функции, объекты. Имя (идентификатор) в среде Турбо Паскаль включает в себя цифры, буквы латинского алфавита, символ подчеркивания. Отсутствует различие между прописными и строчными буквами (PROGRAM, Program и program — означает одно и то же).

На первом месте в идентификаторе не может стоять цифра (т.е. 1program — не правильно, program3 иprogram2file — такие идентификаторы допускаются). Символ «_» может находиться в любой позиции (т.е. _program,program_, program_file — допустимые идентификаторы). Идентификатор может иметь неопределенную длину, однако только первые 63 символа в нем значимые. Служебные (зарезервированные) слова не могут выступать в качестве имен.

При отделении друг от друга чисел, идентификаторов либо зарезервированных слов пользуются разделителями:  пробел и табуляция, перевод строки, комментарий. В любом месте исходного текста программы можно расположить неопределенное количество разделителей в любом сочетании. (-29)

В Паскале также возможное представление целых и действительных чисел в шестнадцатеричной системе счисления:

В языке Паскаль также используются строки. Под строками понимается некая последовательность разнообразных символов, заключенная между апострофами:

‘Строка’  ‘NAME’  ‘ПРОГРАММА’

Вполне может возникнуть такая ситуация, что  если в строке появилась необходимость записать апостроф как содержательный символ, то следует употребить 2 апострофа, например:


Похожие записи:

Синтаксис и семантика языка программирования Паскаль

Алфавит. Алфавит языка PASCAL

Алфавит языка PASCAL Текст PASCAL-программы представляет собой последовательность строк, состоящих из символов, образующих алфавит языка. Максимальная длина строки — 126 символов. Алфавит Буквы Цифры Управляющ.

Подробнее

О СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЯЗЫКА П АСКАЛЬ

О СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЯЗЫКА П АСКАЛЬ Программа на языке Паскаль формируется с помощью конечного набора знаков, образующих алфавит языка, и состоит из букв, цифр, специальных символов. В качестве букв используются

Подробнее

Лекция 7. Интерпретаторы и компиляторы

Лекция 7. Интерпретаторы и компиляторы Абстрактные машины и реальные процессоры Язык программирования машинный код некоторого абстрактного компьютера, отличающегося от реальных процессоров. Цель трансляции

Подробнее

Тест: Начала программирования

Задано 30 вопросов из 30 запланированных. Тест: Начала программирования Вопрос 1 Описать переменную это значит указать её: ) имя и значение ) имя и тип ) тип и значение ) имя, тип и значение Вопрос 2 Чему

Подробнее

Основные элементы языка

Основные элементы языка Язык Pascal (Паскаль), изобретенный в начале 70-х годов 20-го века Н. Виртом и названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля, является одним из наиболее распространенных

Подробнее

Основные термины языка ПАСКАЛЬ

Основные термины языка ПАСКАЛЬ Ввод означает считывание значений, поступающих с клавиатуры, с диска или из порта вводавывода. Данные это константы, переменные и структуры, содержащие числа (целые и вещественные),

Подробнее

Тема 4. Введение в Object Pascal.

Тема 4. Введение в Object Pascal. 4.1. Интегрированная среда разработки Интегрированная среда разработки ИСР (англ. IDE, Integrated development environment или integrated debugging environment) совокупность

Подробнее

Основы программирования на языке Pascal

Основы программирования на языке Pascal Структура программы 2 Основные типы данных 3 Основные операторы 4 Основные логические операторы 5 Структура условного оператора 6 Циклические операторы 7 Массивы

Подробнее

Ключевые слова языка С#

1 abstract, см. также 11, 55 2 as, см. также 37 Ключевые слова языка С# Модификатор abstract используется при объявлении класса, метода или свойства. Использование модификатора abstract в объявлении класса

Подробнее

Оценочные материалы по информатике 8 класс

Оценочные материалы по информатике 8 класс Спецификация 1. Цель работы: итоговая проверка по информатике учащихся седьмых классов общеобразовательных учреждений на основе оценки уровня овладения обучающимися

Подробнее

Программа язык Паскаль (Н. Вирт)

Программа 1 Программа это алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования набор команд для компьютера Команда это описание действий, которые должен выполнить компьютер. откуда взять исходные

Подробнее

Правила оформления программ

Правила оформления программ Этот список правил поможет вам оформлять свои программы красиво и правильно. За несоблюдение данных правил решение может не засчитываться и получать статус «Отклонено» или «Нарушение

Подробнее

Введение в TURBO PASCAL. Лекция 1

Введение в TURBO PASCAL Лекция 1 История создания языка Паскаль В 1965 году был объявлен конкурс по созданию нового языка программирования — преемника языка АЛГОЛ-60. Участие в конкурсе принял швейцарский

Подробнее

Лекция 17. Множества

Лекция 17. Множества 1 Множества это один из структурированных типов в Delphi. Раньше мы рассматривали еще два структурированных типа массивы и записи Напоминаю: Массив совокупность однородных элементов,

Подробнее

Основы языка программирования Паскаль

Основы языка программирования Паскаль Автор языка Паскаль Структура программы на Паскале Оператор ввода Оператор присваивания Оператор вывода Правила записи арифметических операций Порядок выполнения операций

Подробнее

Основные вопросы лекции:

Turbo Pascal 7.0 Основные вопросы лекции: 1. Структура программы на языке Паскаль 2. Константы и переменные 3. Простейшие типы данных 4. Оператор присваивания 5. Стандартные функции 6. Операторы ввода/вывода

Подробнее

МНОЖЕСТВА В ТУРБО-ПАСКАЛЕ

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донской государственный технический университет Кафедра «Программное обеспечение вычислительной

Подробнее

Лабораторная работа 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ Лабораторная работа 2 По дисциплине: Тема работы: «Основы алгоритмизации и программирования»

Подробнее

ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА ВЫСОКОГО УРОВНЯ PASCAL

ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА ВЫСОКОГО УРОВНЯ PASCAL Ясность это не атрибут письма, ясность это само письмо. П. Буаст Содержание 2 Классификация операторов Примеры использования операторов Понятие структурного программирования

Подробнее

Программирование на языке Pascal

Программирование на языке Pascal Работа 5 Программы линейной структуры Цель работы: изучить структуру программы на языке Pascal, операторы присваивания, ввода и вывода данных Содержание работы: 1 Структура

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПРОГРАММА вступительного испытания ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ» (УСТНО) для специальности 1-40 01 01 «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» (ЗАОЧНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ

Подробнее

Введение в Pascal 1.

Переменные и константы

Введение в Pascal 1. Переменные и константы 2. Арифметические выражения 3. Метаязык для описания языка программирования 4. Оператор присваивания 5. Логические выражения 6. Управляющие конструкции 7. Стандартные

Подробнее

Процедура. Объявление процедуры

Процедура Процедура это разновидность подпрограммы. Обычно подпрограмма реализуется как процедура в двух случаях: когда подпрограмма не возвращает в основную программу никаких данных. Например, вычерчивает

Подробнее

БИБЛИОТЕКИ ЯЗЫКА ВЫСОКОГО УРОВНЯ PASCAL

БИБЛИОТЕКИ ЯЗЫКА ВЫСОКОГО УРОВНЯ PASCAL Сколь ни хорошо унаследовать библиотеку, еще лучше собрать ее самому. О. Биррель Содержание 2 Понятие библиотеки Структура библиотеки Использование библиотек Разработка

Подробнее

ПОДПРОГРАММЫ ЯЗЫКА ВЫСОКОГО УРОВНЯ PASCAL

ПОДПРОГРАММЫ ЯЗЫКА ВЫСОКОГО УРОВНЯ PASCAL Цивилизация развивается за счет расширения числа важных операций, которые можно выполнять, не думая о них. А. Н. Уайтхед Содержание 2 Понятие подпрограммы Передача

Подробнее

Глава 2. Управляющие операторы языка

Глава 2. Управляющие операторы языка В теории программирования доказано, что программу для решения задачи любой сложности можно составить только из трех структур, называемых следованием, ветвлением и циклом.

Подробнее

2. ФУНКЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ

2. ФУНКЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ 2.1. Описание функций Ранее мы познакомились со стандартными функциями Паскаля. Кроме них программист может воспользоваться своими собственными функциями, предварительно описав их

Подробнее

Глава 6. Процедуры и функции

Глава 6. Процедуры и функции Часто, работая над программой, программист замечает, что некоторая последовательность инструкций встречается в разных частях программы несколько раз. Например, в листинге 6.1

Подробнее

Аудиторная самостоятельная работа

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Читинский педагогический колледж» Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ основной

Подробнее

Лекция 3. Информатика

Лекция 3 Информатика Операторы языка Все операторы языка Паскаль можно разбить на две группы: простые и структурированные Простые операторы оператор присваивания; оператор безусловного перехода GOTO; пустой

Подробнее

Лабораторная работа 7

2 Лабораторная работа 7 Обработка строк с использованием множественного типа данных Задание: составить программу заданной обработки массива слов. В процессе обработки использовать множественных тип данных.

Подробнее

PDF created with pdffactory Pro trial version

Практическая работа 2.4. Обработка двумерных массивов Цель работы. Выполнив эту работу, Вы научитесь: выполнять формализацию задачи, сформулированной в терминах описываемой предметной области, приводя

Подробнее

Окно программы Pascal ABC:

Окно программы Pascal ABC: Типы переменных В начале программы задаются все переменные, которые будут использованы, а также их тип. Переменная предназначена для хранения и обработки данных в программах.

Подробнее

Циклические алгоритмы

Циклические алгоритмы Цикл представляет собой последовательность операторов, которая выполняется неоднократно. В языке программирования Turbo Pascal имеется три разновидности цикла: 1. Цикл с постусловием

Подробнее

Компонент программиста

ГЛАВА 7 Компонент программиста Программист может создать свой собственный компонент, поместить его на одну из вкладок палитры компонентов и использовать его при разработке приложений точно так же, как

Подробнее

Компиляция программ

1 План лекции : 1. Введение. Трансляторы и интерпретаторы. 2. Этапы трансляции программ. 3. Транслятор gcc. 4. Утилита make. 5. Пример компиляции проекта. Литература по лекции Примечания и комментарии

Подробнее

Языки программирования

4. Вопросы трансляции языка Структура компилятора Исходный код Этапы анализа исходной программы Лексический анализатор Лексемы Синтаксический анализатор Дерево грам. разбора Семантический анализатор Таблица

Подробнее

Изменение синтаксиса Free Pascal при помощи макросов / Песочница / Хабр

Речь в статье пойдет о составных операторах begin-end, форматировании кода и синтаксисе языка Pascal. А начнем мы с цитаты из книги Стива Макконнелла «Совершенный код».

«Большинство споров по поводу форматирования возникает из-за несовершенства большинства популярных языков программирования. Хорошо спроектированный

язык имеет явную структуру блоков, которая приводит к естественному стилю отступов.»

Рассмотрим пример кода на Pascal.

if A > 2 then
begin
  X := X + 1;
  Y := Y + 2;
end
else
begin
  X := X - 1;
  Y := Y - 2;
end;

На языке, который имеет явную структуру блоков, этот же фрагмент кода можно было бы написать так:

if A > 2 then
  X := X + 1;
  Y := Y + 2;
else
  X := X - 1;
  Y := Y - 2;
end;

Второй фрагмент чище и изящнее, но он не работает в языке Pascal. Попробуем сэмулировать явную структуру блоков с помощью макросов Free Pascal. Сначала включим поддержку макросов:

{$MACRO ON}

А затем определим два макроса:

{$define then_:=then begin}

{$define else_:=end else begin}

Что мы сделали? По сути мы добавили два ключевых слова: then_ (заменяется на then begin) и else_ (заменяется на end else begin). Теперь наш фрагмент кода будет выглядеть так:

if A > 2 then_
  X := X + 1;
  Y := Y + 2;
else_
  X := X - 1;
  Y := Y - 2;
end;

И это работает в Free Pascal! Продолжим усовершенствовать оператор if. Часто используется цепочка операторов if-else-if — конструкция, состоящая из вложенных операторов if. Добавим новый оператор elsif, так как elsif не является зарезервированным словом языка Pascal, нижнее подчеркивание не нужно.

{$define elsif:=end else if}

Пример использования:

if A > 2 then_
  X := X + 1;
  Y := Y + 2;
elsif A < 1 then_ 
  X := X - 1;
  Y := Y - 2;
end;

В результате мы получили новый синтаксис для оператора if:

if Условие then_
  Операторы
elsif Условие then_
  Операторы
elsif Условие then_
  Операторы
...
else_
  Операторы
end;

Похожий синтаксис реализовал Никлаус Вирт (создатель языка Pascal) в своих последующих языках Модула-2 и Оберон. А мы благодаря макросам можем пользоваться им в Free Pascal.

Добавив еще одно ключевое слово do_ (заменяется на do begin):

{$define do_:=do begin}

мы изменим синтаксис циклов и других конструкций, в которых используется ключевое слово do. Пример использования:

while X < 10 do_
  X := X + 1;
  Y := Y + 2;
end;

Для тех, кто решится попробовать новый синтаксис, вот полный список макроподстановок. Кстати, в среде разработки Lasarus, можно в настройках добавить дополнительные ключевые слова, и в редакторе они будут выделяться жирным шрифтом.

{$MACRO ON}

{$define then_:=then begin}

{$define else_:=end else begin}

{$define elsif:=end else if}

{$define do_:=do begin}

Ищете полный синтаксис Delphi (object pascal)

Мне нужен полный синтаксис объекта Pascal (предпочтительно Delphi 2009). Часть синтаксиса дана в файлах справки, но не вся информация предоставлена. Поэтому я начал собирать разрозненные обрывки информации. Недавно я добавил их к более или менее полному описанию синтаксиса (EBNF like).

Хотя он выглядит обширным, все еще есть ошибки, и я уверен, что некоторые части отсутствуют (особенно в синтаксисе .NET). Поэтому я спрашиваю сообщество SO Delphi. Есть ли у вас какая-либо информация или вы можете исправить ошибки? Взамен я предоставляю полный синтаксис сообществу. Это, вероятно, сэкономит вам некоторое время ; -).
В будущем я хотел бы сделать то же самое для других языков (например, C#/C++/Java).

Описание синтаксиса, которое у меня уже есть, дано: мой синтаксис sofar . Или, если вам нравится Текстовая версия . (XHTML генерируется из текстовой версии).

Обратите внимание, что синтаксис фокусируется на синтаксической части, потому что лексическая часть на самом деле не является проблемой.

Обновление

У меня есть новая версия синтаксиса Delphi. html версия . Он включает в себя все версии, включая 2009 год. Расширения Prism все еще находятся в списке задач. И я не уверен, что смогу удержать их вместе.

Для настоящих пуристов он также содержит полный ассемблерный код (который не поддерживает полный набор 100% intel, но пропускает только несколько инструкций).

delphi

syntax

grammar

Поделиться

Источник


Toon Krijthe    

05 октября 2008 в 11:07

6 ответов


  • Delphi синтаксис для TextMate

    Я обменялся электронными письмами с Марком-Андре Курнуайером из RefactorMyCode.com о поддержке Delphi на его сайте. Поскольку его сайт использует Ruby UltraViolet для подсветки синтаксиса, и он использует TextMate синтаксис, ему нужен Delphi синтаксис для TextMate. Оказывается, у него уже есть…

  • Delphi = Pascal? Ресурсы для обучения?

    Ну, я новичок в Delphi и действительно оффлайн-программировании вообще (кроме стандартного C++), а недавно приобрел копию Delphi и был отчасти заинтересован начать с нее. Я где-то читал, что он использует Pascal, но я был сбит с толку, если он использовал Pascal, как в нем было запрограммировано,…


Поделиться


DiGi    

05 октября 2008 в 16:23



3

Для Delphi нет полного, опубликованного синтаксиса. Имейте в виду, что .net и win32 delphi имеют разные синтаксисы.

Этот проект имеет силы построить синтаксический анализатор Delphi в нем. И множество тестовых примеров кода, который компилируется, но раздвигает границы синтаксиса.

Поделиться


Anthony    

05 октября 2008 в 16:33



2

Это может быть хорошим подспорьем. Это парсер , используемый в Castalia TwoDesk .

Поделиться


Jim McKeeth    

03 января 2009 в 22:06


  • Есть ли хороший скриптовый Pascal-подобный язык для Delphi?

    Я ищу хороший бесплатный скриптовый движок для Delphi. Я хочу добавить сценарии в приложение, чтобы я мог писать небольшие тестовые сценарии. Конкретно мне нужно: Pascal-подобный синтаксис текущий (я посмотрел на RemObjects Pascal сценариев, но это obsolete в соответствии с публикацией, которую я…

  • Почему Delphi IDE также содержит код .NET вместо просто объекта Pascal

    Возможный Дубликат : Почему так много $IF определено (CLR) в VCL/RTL? Я знаю, что Delphi 7 был написан в Object Pascal (Delphi), но поскольку Delphi 8, выпущенный в декабре 2003 года, был выпуском .NET-only, который компилировал код Delphi Object Pascal в .NET CIL; IDE был переписан для этой цели.



2

Delphi 7’s grammar находится в задней части книги объекта Pascal.

Вы хотите сказать, что за несколько тысяч долларов вам даже этого не присылают? Они даже присылают вам плакат размером 6 х 6 дюймов?

Поделиться


Peter Turner    

08 октября 2008 в 19:19



1

Какие именно ошибки и функциональные возможности вам не хватает?

При сканировании документа создается впечатление, что вы смешиваете синтаксис и семантику. ‘]|»)*’)+ , так…

Проверка, чтобы увидеть, если синтаксис Pascal правильно

Есть немного странный вариант, и, надеюсь, кто-нибудь сможет помочь. Компания, в которой я работаю, делает рекламу, и мы ищем программиста Pascal, и мы подумали, что включим некоторый код Pascal в…

Delphi приложений в RemObject Pascal Скриптере

Я хочу запустить приложение Delphi(с формами vcl, формами и т. д.), используя другое приложение со Скриптером RemObject Pascal. будет ли RemObject Pascal Scripter поддерживать все области delphi ,…

Delphi синтаксис для TextMate

Я обменялся электронными письмами с Марком-Андре Курнуайером из RefactorMyCode.com о поддержке Delphi на его сайте. Поскольку его сайт использует Ruby UltraViolet для подсветки синтаксиса, и он…

Delphi = Pascal? Ресурсы для обучения?

Ну, я новичок в Delphi и действительно оффлайн-программировании вообще (кроме стандартного C++), а недавно приобрел копию Delphi и был отчасти заинтересован начать с нее. Я где-то читал, что он…

Есть ли хороший скриптовый Pascal-подобный язык для Delphi?

Я ищу хороший бесплатный скриптовый движок для Delphi. Я хочу добавить сценарии в приложение, чтобы я мог писать небольшие тестовые сценарии. Конкретно мне нужно: Pascal-подобный синтаксис текущий…

Почему Delphi IDE также содержит код .NET вместо просто объекта Pascal

Возможный Дубликат : Почему так много $IF определено (CLR) в VCL/RTL? Я знаю, что Delphi 7 был написан в Object Pascal (Delphi), но поскольку Delphi 8, выпущенный в декабре 2003 года, был выпуском…

Delphi эквивалентно свободному Pascal FPC определению?

Существует ли определение компилятора, которое сообщает, скомпилирован ли исходный код с delphi, в смысле эквивалента определения FPC в свободном Pascal? Я разрабатываю модуль, который должен быть…

Объект Pascal против Delphi?

В чем разница между объектом Pascal и Delphi? Это одно и то же? Каковы различия и сходства между ними и какой из них более полезен?

Что такое свободный эквивалент Pascal Delphi TStopWatch?

Мне нужно реализовать простой бенчмаркинг производительности в Free Pascal. В Delphi я использую запись TStopWatch из диагностического блока, что я могу использовать в свободном Pascal/Lazarus?

Синтаксис и семантика

Типы данных

Понятие типа данных
в Турбо Паскаль

Для
обработки ЭВМ данные представляются
в виде величин и их совокупностей. С
понятием величины связаны такая
важная характеристика, как ее тип.

Тип
определяет:

  • возможные значения переменных,
    констант, функций, выражений,
    принадлежащих к данному типу;

  • внутреннюю форму представления
    данных в ЭВМ;

  • операции и функции, которые могут
    выполняться над величинами,
    принадлежащими к данному типу.

В
языке Паскаль тип величины задают
заранее. Все переменные, используемые
в программе, должны быть объявлены в
разделе описания с указанием их типа.
Обязательное описание типа приводит
к избыточности в тексте программ, но
такая избыточность является важным
вспомогательным средством разработки
программ и рассматривается как
необходимое свойство современных
алгоритмических языков высокого
уровня.

Иерархия
типов в языке Паскаль такая:

Простые типы данных

В
таблице приведены простые типы данных
Турбо Паскаль, объем памяти, необходимый
для хранения одной переменной
указанного типа, множество допустимых
значений и применимые операции.

Идентификатор

Длина
(байт)

Диапазон
значений

Операции

Целые
типы

integer

2

-32768. .32767

+, -, /, *,
Div, Mod,
>=, <=, =, <>, <, >

byte

1

0..255

+, -, /, *,
Div, Mod,
>=, <=, =, <>, <, >

word

2

0..65535

+, -, /, *,
Div, Mod,
>=, <=, =, <>, <, >

shortint

1

-128..127

+, -, /, *,
Div, Mod,
>=, <=, =, <>, <, >

longint

4

-2147483648. .2147483647

+, -, /, *,
Div, Mod,
>=, <=, =, <>, <, >

Вещественные
типы

real

6

2,9×10-39
— 1,7×1038

+, -, /,
*,
>=, <=, =, <>, <, >

single

4

1,5×10-45
— 3,4×1038

+, -, /,
*,
>=, <=, =, <>, <, >

double

8

5×10-324
— 1,7×10308

+, -, /,
*,
>=, <=, =, <>, <, >

extended

10

3,4×10-4932
— 1,1×104932

+, -, /,
*,
>=, <=, =, <>, <, >

Логический
тип

boolean

1

true, false

Not, And, Or,
Xor,
>=, <=, =, <>, <, >

Символьный
тип

char

1

все символы
кода ASCII

+,
>=,
<=, =, <>, <, >

Перечисляемый
и интервальный тип относятся к типам,
определяемым пользователем и будут
рассмотрены нами позже.

 

Подробности..

Порядковые
типы, выделяемые из группы простых
типов, характеризуются следующими
свойствами:

  • все возможные значения порядкового
    типа представляют собой ограниченное
    упорядоченное множество;

  • к любому порядковому типу может быть
    применена стандартная функция Ord,
    которая в качестве результата
    возвращает порядковый номер конкретного
    значения в данном типе;

  • к любому порядковому типу могут быть
    применены стандартные функции Pred и
    Succ, которые возвращают предыдущее и
    последующее значения соответственно;

  • к любому порядковому типу могут быть
    применены стандартные функции Low и
    High, которые возвращают наименьшее и
    наибольшее значения величин данного
    типа.

В
языке Паскаль введены понятия
эквивалентности и совместимости
типов. Два типа Т1 и Т2 являются
эквивалентными (идентичными), если
выполняется одно из двух условий:

  • Т1 и Т2 представляют собой одно и то
    же имя типа;

  • тип Т2 описан с использованием типа
    Т1 с помощью равенства или
    последовательности равенств. Например:

  • type

  • T1
    = Integer;

  • T2
    = T1;

  • T3
    = T2;

Менее
строгие ограничения накладываются
на совместимость типов. Так, типы
являются совместимыми, если:

  • они эквивалентны;

  • являются оба либо целыми, либо
    действительными;

  • один тип — интервальный, другой — его
    базовый;

  • оба интервальные с общим базовым;

  • один тип — строковый, другой — символьный.

В
Турбо Паскаль ограничения на
совместимость типов можно обойти с
помощью приведения типов. Приведение
типов позволяет рассматривать одну
и ту же величину в памяти ЭВМ как
принадлежащую разным типам. Для этого
используется конструкция

Имя_Типа(переменная или значение)

Напрмер,
Integer(‘Z’) представляет собой значение
кода символа ‘Z’ в двухбайтном
представлении целого числа, а Byte(534)
даст значение 22, поскольку целое число
534 имеет тип Word и занимает два байта,
а тип Byte занимает один байт, и в процессе
приведения старший байт будет отброшен.

Pascal — мёртвый или живой?

Вопрос на самом деле любопытный.
Начну с «мертвости» Паскаля. У Паскаля есть пара проблем, способных его умертвить — в свое время небезызвестную контору Borland понесло в эксперименты типа Ddelphi.NET, благодаря которым долгое время Delphi 7 оставался последней надежной версией среды и языка. Потом упавшее знамя подхватила другая компания, но время было упущено — пришел век веб-разработки, затем мобильных приложений, а ниша паскаля оставалась в десктопных приложениях и прочих сегментах, чей процентна рынке сокращался. Надо сказать, что Embarcadero подхватила это упавшее знамя с пользой, проделав много всякой полезной работы, вроде даже на нем сейчас можно писать что-то кросплатформенное, но поезд похоже ушел (плюс их странная политика лицензирования тоже не придает популярности их продуктам) В общем, все эти смутные времена не прошли даром, и для многих Delphi-программистов в силу разных причин время до сих пор остановилось на Ddelphi 7, с которого они никуда не слезают.
Из выгшесказанного вытекает нижеследующее: назвать его мертвым нельзя — есть тысячи тонн легаси-кода, который надо сопровождать сейчас и лет на 30 в будущем, есть всяческие достойные похвал потуги от Embarcadero, из которых может выйти что-то путное. Но все же звездные час его вероятно прошел.

Теперь о главном. Цитирую:

Лично моё мнение! Данный язык вообще стоит исключить из обучающей программы, он мёртв, зачем учится на нём программированию? Отлично справится с обучающей функцией язык СИ, который всегда будет актуальным.

Вы в вашем вопросе и конкретно в этой цитате сильно неправы — очень уж категорично и неаргументированно судите, с преобладанием эмоций, а не рассуждений.
Паскаль имеет ценность как неплохой выбор для обучения вне зависимости от того, насколько широко или узко он используется в продакшн-разработке. Потому что в институтах (в нормальных во всяком случае) изучают не сам Паскаль, а основы программирования и алгоримизации с помощью Паскаля.

Паскаль хорош для обучения вот чем: ясным и человекопонятным синтаксисом, где управляющие конструкции кодируются не с помощью скобочек, значков и всяческих символов, а с помощью слов человеческого языка (сравните человекопонятные begin end и краткие, но ни с чем логически не связанные фигурные скобки). Это впоследствии многословность синтаксиса Паскаля становится костью в горле, а для новичка это своеобразный мостик между его человеческой логикой и логикой компьютерной программы.
Также паскаль хорош для обучения своей строгостью — статическая типизация, переменные могут объявляться только в отведенных блоках, а не где попало (это потом по мере роста опыта станет неудобно, а пока приучает новичка к порядку в программе), отсутствуют всяческие подводные камни и неочевидные моменты, коими, скажем, набит С++. Твакже в отличие скажем от C#/Java паскаль не навязывает вам сразу же ООП (бесспорно, вещь полезная, но до него новичку еще надо дорасти). То есть Паскаль хорош своей простотой, очевидностью, человекопонятностью, строгостью, не приучает к расхлябанности и костылям — в общем-то все это хорошо подходит для обучения новичков.
Не стану утверждать, что паскаль лучший язык для старта, но он явно лучше многих.

Говорить же о том, что, дескать, товарищи, начинайте учиться с Си/Java/C#/etc, он пригодится вам в будущем, а паскаль не пригодится — это, конечно, не лишено смысла, но и огромной практической пользы не имеет. Практика показывает, что к концу института выпускник обычно еще не имеет глубоких знаний по языку, но уже имеет достаточный опыт чтобы безболезненно перейти с одного языка на другой. Поэтому переход с паскаля на что-то еще проблем не составляет

Не убрать бы нафиг его из школьной, в некоторых случаях ВУЗовской программы?

ну это решаем не мы, и, пожалуй, даже не Министерство Образования. В каждом конкретном ВУЗе обычно делают свой выбор насчет того, на каком языке обучать студентов

З.Ы. Сам к Паскалю отношения не имею, не писал на нем со студенческой скамьи, а потому особой любовью и пристрастностью к нему не страдаю. Однако же именно в качестве обучающего языка польза в нем есть. Просто процент его применения в бизнес-проектах — это уже совсем другая история, к обучению студентов отношения не имеющая

Синтаксис любви — стр.172

Именно 3-я Эмоция задала темы, тональность второго и последнего периода чеховского писательства, одновременно сделав Чехова крупнейшим реформатором театрального искусства. Суть реформы заключалась в том, что с его драматургии начался, по точному выражению, «театр настроений». Это театр — без фабулы, пафоса, назидательности, он — лишь приглушенное почти до ультразвука излучение и взаимодействие эмоций, акварель переживаний. И тут излишне говорить, сколь труден оказался чеховский театр для восприятия и исполнения. Толстой, пусть на ухо, но прямо говорил Чехову о своем неприятии его драм. Часто не принимали Чехова и большие актеры. Впрочем, взаимно. Одна хорошо знавшая театральный мир тех времен писательница считала, что Чехов «не любил ничего пафосного и свои переживания и своих героев целомудренно оберегал от красивых выражений, пафоса и художественных поз. В этом он, может быть, даже доходил до крайности, это заставляло его не воспринимать трагедии: между прочим, он никогда не чувствовал М.Н.Ермолову, как и ей не был Чехов близок как писатель. Это было два полюса: реализм жизненный и реализм романтический».

От прозы Чехова также не все были в восторге. Ахматова, с высоты своей образцовой 2-й Эмоции, так судила о Чехове: «…его вселенная однообразна и скучна, солнце в ней никогда не светит, мечи не сверкают, все покрыто ужасающим серым туманом; мир Чехова — это море грязи, в котором барахтаются несчастные человеческие существа…» Оценка Ахматовой, конечно, не бесспорна, но что-то в ней есть. Проза Чехова действительно бывает совсем уж обесцвечена, совсем уж запылена. Хотя быть слишком строгим к нему, как к писателю, памятуя о больной 3-й Эмоции, как-то не очень хочется.

***

4-я Логика Чехова также не вызывает сомнений. Из всего того, что можно назвать мировоззрением, определенность у него отличались только этика, идущая не от ума, а от 2-й Воли и эстетика — от 3-й Эмоции. Сам Чехов признавался, что меняет свои взгляды каждый день. Человеком неопределенных воззрений он выглядел и со стороны. В чеховском дневнике есть такая запись: « Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле, которое с трудом проходит истинный мудрец. Русский человек знает какую-либо одну из двух крайностей, середина же между ними не интересует его, и потому он обыкновенно не знает ничего или очень мало». Комментируя это место, один знакомый Чехова заметил: « Мне почему-то кажется, что сам Чехов, особенно последние годы, не переставал с трудом продвигаться по этому полю, и никто не знает, на каком пункте застала его смерть.»

***

Само сочетание 1-й Физики и 3-й Эмоции предполагает, что обладатель их неспешен в браке и размножении. История жизни Чехова — наглядное тому подтверждение. Поэтому «чеховы» редки в этом мире. Однако, как ни странно, есть целая страна, где этот тип занял господствующее положение и сформировал национальный характер.

Речь идет, как нетрудно догадаться, об Англии. Полная серьезность в вопросах здоровья, внешности, денег и быта («мой дом — моя крепость») — все это, а также множество других более мелких черт ясно указывают на 1-ю Физику англичан. Британия — родина демократии, нынешнего правосознания и свободомыслия — конечно, не могла стать таковой, без преобладания среди ее жителей 2-й Воли. О хладнокровии, суховатости и сдержанности англичан не писал только ленивый…

Надо ли после этого объяснять: почему в Англии так любят Чехова, любят даже больше, чем на родине, в России?

***

«Чехова» с его внешней стороны хочется описать так: рослый, атлетически сложенный, с сочной лепкой лица человек. Взгляд добродушен, рассеян, с какой-то внутренней улыбкой. Речь сдержана, иронична, монотонна. Жест и мимика без размаха, почти незаметны. В обществе с легкостью молчит, больше всего любит веселье, шутку, но смех почти беззвучен. Одет добротно, но неброско, стрижка короткая. Женщины сдержаны по части макияжа и в одежде избегают ярких цветов.

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ

ЛОГИКА

ЭМОЦИЯ

ВОЛЯ

ФИЗИКА

(«догматик»)

(«актер»)

(«мещанин»)

(«лентяй»)

«Да! Бездна есть во всем: в деяниях, словах…
И темной пропастью была душа Паскаля,»

-писал Бодлер, в общих чертах и по себе, по своей душе, догадываясь о том, что из себя представляла паскалевская психика. Паскаль — трагичнейшая из фигур истории мировой мысли, «паскаль» — трагичнейший из типов психософии.

Подобно «андерсену» (см.) чудовищную мрачность восприятия себя, окружающих, мира придает в «паскале» сочетание 3-й Воли и 4-й Физики. Прежде уже говорилось, что безнадежность восприятия изначала присуща «лентяю», и если трагизм 4-й Физики оказывается помноженным на ту неприязнь, с какой взирает на себя и мир 3-я Воля, то в результате получается то, что получилось — «Мысли» Паскаля.

«Люди ненавидят друг друга — такова их природа. И пусть они поставят своекорыстие на службу общественному благу, — эти попытки только лицемерие, подделка под милосердие, потому что в основе все равно лежит ненависть… Мы жаждем истины, а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горести и смерть. Мы не можем не желать истины и счастья, но не способны ни к твердому знанию, ни к счастью. Это желание оставлено в нашей душе не только, чтобы покарать нас, но и чтобы всечасно напоминать о том, с каких высот мы упали. .. человек — это сплошное притворство, ложь, лицемерие не только перед другими, но и перед собой. Он не желает слышать правду о себе, избегает говорить ее другим. И эти наклонности, противные разуму и справедливости, глубоко укоренились в его сердце.»

172

Free Pascal
Справочное руководство

Free Pascal
Справочное руководство

Бесплатно
Ссылка на Pascal

гид

______________________________________________________________________
Справочное руководство по Free Pascal, версия 3.2.0

Версия документа 3.2.0

июнь 2020

Михал Ван Каннейт

____________________________________________________________________________

Синтаксис и функции | Borland Pascal вики

Как вы видели в предыдущей главе, программы на Pascal имеют стандартную структуру, которая выглядит следующим образом:

 Программа имя_программы;

{Глобальные переменные}
Вар
 A_Variable: Variable_Type;

{Другие функции / процедуры}

Процедура SayHello;

 {Локальные переменные}
 Вар
  Т: строка;

 Начинать
  {Избыточный код для иллюстрации использования локальных переменных в процедуре}
  T: = 'Привет';
  Writeln (T);
 Конец;

{ Основная функция }

Начинать
 { Сделай что-нибудь }
 Скажи привет;
Конец. 

Программа имеет заголовок программы , за которым следуют определения глобальных переменных , определения процедур или функций и, наконец, основная функция .

Переменные [править | править источник]

Как вы, возможно, уже поняли, определения переменных помещаются в блок, начинающийся с ключевого слова var , за которым следуют определения переменных, которые вы хотите определить. Этот блок не имеет явного маркера конца.

Как видно из примера, в отличие от C / C ++, переменные Паскаля объявляются вне тела кода функции (т.е.е. они не объявляются в парах начало и конец ), а вместо этого объявляются после определения процедуры / функции и перед ключевым словом begin . Для глобальных переменных они определяются после заголовка программы .

Объявление в блоке var י в виде следующего синтаксиса:

 A_Variable, Другая_Variable . ..: Variable_Type;
 

Объявления могут состоять из нескольких строк, как показано ниже:

 a, b: целое число;
c: целое число;
d, e: строка;
f: реальный;
г: расширенный;
h, i, j, k: байт;
l, m, n, o: байт;
 

Основные числовые типы включают: longint (32-разрядный, зависит от оборудования), integer (16-разрядный, зависит от оборудования), shortint (8-разрядный).Их беззнаковые аналоги являются кардинальными (доступны только в некоторых версиях Паскаля), слова , байта . Десятичные числа поддерживаются с использованием реального типа и расширенного типа (доступно только в некоторых версиях Паскаля)

Другие типы включают char (для удержания символов), строку (как следует из названия).

(сейчас массивы, указатели, типы и записи будут рассмотрены в следующей главе)

Прежде чем мы начнем, давайте сначала проясним ключевое различие между функциями и процедурами. Процедура — это набор инструкций, которые должны быть выполнены, без возвращаемого значения. Функция — это процедура с возвращаемым значением . Для читателей, знакомых с C / C ++, процедура — это просто функция с возвращаемым значением void, как в void proc_sayhello ().

Таким образом, определение функции / процедуры таково:

 Функция Func_Name (параметры ...): Return_Value;
Процедура Proc_Name (параметры ...);
 

За определением функции / процедуры обычно следуют локальные переменные и тело.Однако для создания прототипов просто добавьте ключевое слово forward после определения вместо локальных переменных и тела. Конечно, вся функция должна быть определена где-то еще в программе. Следующий пример иллюстрирует использование этого:

 Сложение функции (A, B: целое число): целое число; Вперед;

Плохая функция (A, B, C: целое число): целое число;

Начинать
 Плохо: = Добавить (Добавить (A, B), C);
Конец;

Функция Добавить (A, B: целое число): целое число;
Начинать
 Добавить: = A + B;
Конец;
 

В этом примере Add сначала определяется как функция, принимающая две целочисленные переменные и возвращающая целое число, но она определяется как прямое определение (прототип), и поэтому тело не записывается. Позже мы видим, что Add определяется телом. Обратите внимание, что два определения Add должны совпадать друг с другом, иначе компилятор будет жаловаться.

Из приведенного выше примера мы также можем понять, что в Паскале возвращаемое значение функции задается значением переменной с именем функции (или переменной с именем result ), когда функция возвращается. Как вы можете видеть в функции Bad, неопределенной переменной с именем «Bad» было присвоено значение. Это возвращаемое значение для функции Bad.Точно так же в Add переменной с именем «Add» было присвоено значение, которое является ее возвращаемым значением.

Обратите внимание, что в отличие от C или других языков, присвоение возвращаемого значения функции не возвращает из функции. Таким образом, функция продолжит выполнение, как в следующем примере:

 Функция Weird (A: Integer): Integer;

Вар
 S: целое число;

Начинать
 S: = A / 2;

 Если S <10, то
  Странно: = 1;

 S: = S + 9;

 Если S> = 10, то
  Странно: = 0;

 Странно: = 2;
Конец;
 

Если A равно 6, функция не вернет ожидаемый результат 1 или даже 0. Вместо этого он вернет результат 2, потому что выполняемая функция продолжается даже после установки возвращаемого значения. Фактически, как вы могли заметить, функция будет возвращать 2 все время, потому что она выполняется до конца, в котором возвращаемое значение устанавливается на 2.

Чтобы имитировать возврат функции в стиле C, необходимо использовать оператор exit. Оператор выхода в Паскале, в отличие от C, выходит из текущего блока кода (в данном случае из функции), а НЕ из программы. Тогда код будет выглядеть так:

 Функция Weird (A: Integer): Integer;

Вар
 S: целое число;

Начинать
 S: = A / 2;

 Если S <10, то
 Начинать
  Странно: = 1;
  Выход;
 Конец;

 S: = S + 9;
 
 Если S> = 10, то
 Начинать
  Странно: = 0;
  Выход;
 Конец;

 Странно: = 2;
Конец;
 

Обратите внимание, что третий выход в конце функции не требуется, так как ничего больше не будет выполнено, что могло бы перезаписать возврат функции.

Синтаксис PascalScript

Синтаксис PascalScript

Программа -> [Идентификатор ПРОГРАММЫ ';']
           [UsesClause]
           Блокировать '. '

UsesClause -> USES (String /,) ... ';'

Блок -> [DeclSection] ...
         CompoundStmt

DeclSection -> ConstSection
            -> VarSection
            -> ПроцедураDeclSection

ConstSection -> КОНСТ (ConstantDecl)...

ConstantDecl -> Ident '=' Выражение ';'

VarSection -> VAR (VarList ';') ...

VarList -> Ident / ',' ... ':' TypeIdent [InitValue]

TypeIdent -> Ident
          -> Массив

Массив -> ARRAY '[' ArrayDim / ',' ... ']' идентификатора

ArrayDim -> Выражение..Выражение
         -> Выражение

InitValue -> '=' Выражение

Выражение -> SimpleExpression [RelOp SimpleExpression]...

SimpleExpression -> ['-'] Срок [Срок дополнения] ...

Срок -> Фактор [MulOp Factor] ...

Фактор -> Обозначение
       -> UnsignedNumber
       -> Строка
       -> '(' Выражение ')'
       -> НЕ фактор
       -> '[' SetConstructor ']'

SetConstructor -> SetNode / ',' ...

SetNode -> Выражение ['.. ' Выражение]

RelOp -> '>'
      -> '<'
      -> '<='
      -> '> ='
      -> '<>'
      -> '='
      -> В
      -> ЕСТЬ

AddOp -> '+'
      -> '-'
      -> ИЛИ
      -> XOR

MulOp -> '*'
      -> '/'
      -> DIV
      -> MOD
      -> И
      -> ШЛ
      -> SHR

Обозначение -> ['@'] Идент ['. 'Идентификатор | '[' ExprList ']' | '(' ExprList ')'] ...

ExprList -> Выражение / ',' ...

Заявление -> [SimpleStatement | StructStmt]

StmtList -> Заявление / ';' ...

SimpleStatement -> Обозначение
                -> Designator ': =' Выражение
                -> ПЕРЕРЫВ | ПРОДОЛЖИТЬ | ВЫХОД

StructStmt -> CompoundStmt
           -> ConditionalStmt
           -> LoopStmt
           -> TryStmt
           -> WithStmt

CompoundStmt -> НАЧАТЬ StmtList END

ConditionalStmt -> IfStmt
                -> CaseStmt

IfStmt -> Выражение IF Оператор THEN [Оператор ELSE]

CaseStmt -> CASE Выражение CaseSelector / ';'... [ELSE Statement] [';'] END

CaseSelector -> SetConstructor ':' Заявление

LoopStmt -> RepeatStmt
         -> WhileStmt
         -> ForStmt

RepeatStmt -> ПОВТОРИТЬ StmtList ДО ВЫРАЖЕНИЯ

WhileStmt -> WHILE Выражение DO Инструкция

ForStmt -> FOR Ident ': =' Выражение ToD Downto Выражение DO Инструкция

ТоДаунто -> (ТО | ВНИЗ)

TryStmt -> ПОПРОБОВАТЬ StmtList (НАКОНЕЦ | ИСКЛЮЧЕНИЕ) StmtList END

WithStmt -> WITH (обозначение / ,. .) Заявление DO

ПроцедураDeclSection -> ПроцедураDecl
                     -> ФункцияDecl

ПроцедураDecl -> Заголовок процедуры ';'
                 Блокировать ';'

Заголовок процедуры -> Идентификатор ПРОЦЕДУРЫ [FormalParameters]

FunctionDecl -> FunctionHeading ';'
                Блокировать ';'

FunctionHeading -> FUNCTION Ident [FormalParameters] ':' Ident

FormalParameters -> '(' FormalParam / ';'... ')'

FormalParm -> [VAR | CONST] VarList

 

Синтаксис

Pascal Poster

Pascal Syntax Poster

Паскаль
Плакат Syntax
Джеф Раскин, создатель Apple Macintosh


8 октября 2004 г.

Когда мы с Брайаном Ховардом писали
руководство Pascal для Apple Computer, я обнаружил, что синтаксическая диаграмма,
был опубликован с предыдущими книгами Паскаля был неверным. С некоторым усилием и вниманием,
Я создал новую и правильную синтаксическую диаграмму и провел мозговой штурм, чтобы использовать цвет для
помощь в понимании структуры. В каждом месте, где появлялась новая синтаксическая единица,
Я сделал его уникальным цветом, а затем графическое определение этого элемента было в
такого же цвета. Это позволило программисту быстро просмотреть таблицу, чтобы найти ответ.
на любой вопрос о синтаксисе Паскаля.

Я сделал цветной плакат, и вскоре он оказался на столе каждого программиста в Apple.

Стив Джобс решил, что плакат будет хорошим маркетинговым инструментом для Паскаля — и
Я полностью согласен. Он сказал, что попросит профессионального художника перерисовать его в
3D стиль, и ушел с одним из плакатов.Я предложил Джобсу пригласить художника
поговорите со мной, чтобы убедиться, что концепция диаграммы была понятна, и Джобс
сказал, что, конечно, сделает это.

В типичном для Стива Джобса стиле, он не связал со мной художника и никогда
сообщил мне, что проект продолжается. На самом деле он никогда не говорил художнику, где
диаграмма была взята только для того, чтобы взять оригинал и сделать его более привлекательным. В
художник не имел представления о функциональном аспекте цветов и назначал цвета на
удовольствие, теряя большую часть полезности диаграммы.Когда Джобс перенес диаграмму
покажите мне, как это получилось, я сказал ему, что цвета больше не передают информацию
предназначены. Они не имели смысла. Он беспечно сказал мне, что у него уже были тысячи
напечатал, что учитывалось то, что он выглядел намного лучше, чем мой оригинал, и
он беззаботно зашагал. Поскольку Джобс обычно ценил внешний вид, а не функциональность,
больше не указывал в таблице мою работу, но он удостоверился, что подпись художника
появившийся.

Плакат размером 22 на 34 дюйма напечатан на плотной бумаге с плоским черным фоном.
и полуматовые цвета.Не имея достаточно большого сканера для работы, это изображение
был воспроизведен путем съемки карты цифровым фотоаппаратом.

— Jef


Примечание редактора:
Благодаря Джефу оригинальная синтаксическая диаграмма Apple Pascal доступна для загрузки прямо
здесь, в Pascal Central. Джеф прислал мне файл размером 3,9 МБ размером 6,3 на 9,7 дюйма.
цифровое изображение плаката в разрешении 300 dpi. Я создал версию для веб-просмотра
плаката с разрешением 72 dpi (64 КБ). Воспользуйтесь ссылками ниже, чтобы загрузить любую версию (если
вы выбираете версию с высоким разрешением, я рекомендую щелкнуть правой кнопкой мыши, чтобы сохранить ее на свой
жесткий диск, а не ждать, пока ваш браузер отобразит его).

О компании Jef:
Джеф Раскин является автором
Гуманный интерфейс (Addison-Wesley, 2000), создатель Apple Macintosh, Canon
Кошка, выделение щелчком и другие изобретения. Он ввел термин и концепцию
из «информационных устройств». Чтобы узнать больше о Джефе или прочитать его
сочинений, посетите его веб-сайт
JefRaskin.com .

Авторские права © Джеф Раскин, 2004 г.

Начало работы с программированием на Pascal

Раскрытие информации: Ваша поддержка помогает поддерживать работу сайта! Мы зарабатываем реферальный сбор за некоторые услуги, которые мы рекомендуем на этой странице. Узнать больше

Еще в 1970 году Никлаус Вирт опубликовал язык программирования Паскаль в результате проектных работ, начатых в 1968 году. Этот язык программирования был назван в честь известного математика Блеза Паскаля и являлся процедурным языком программирования. Как и многие языки программирования, язык Паскаль включал возможность работы с записями, состоящими из нескольких типов данных, а также процедуры, помогающие разбить общую функциональность программы.

Хотя сегодня Pascal не так популярен для разработки приложений, как Java, C и C ++, он был признан отличным языком для изучения процедурного программирования и использовался в школах для обучения программированию.Многие из концепций, представленных в языке, включая структуры и некоторый базовый синтаксис, существуют в той или иной форме во многих современных языках программирования. Этот язык также сыграл важную роль в разработке популярных приложений, включая Skype. Ознакомьтесь с ресурсами ниже, чтобы узнать больше об этом универсальном языке разработки программного обеспечения.

Интернет-ресурсы

Приведенные ниже онлайн-ресурсы в различных форматах помогут вам изучить основы Pascal и реализовать сложные проекты.

Интерактивные учебные пособия

Отличный способ начать изучать Pascal и реализовывать простые программы — это изучить приведенные ниже ресурсы.

  • TutorialsPoint Pascal содержит несколько руководств по языку. Уроки охватывают различные аспекты языка, включая операторы, типы данных, обработку файлов, управление памятью и классы. Эта серия руководств познакомит вас с основами и поможет приступить к созданию простых программ.
  • Coronado Enterprises Pascal Tutorial также включает серию руководств по языку Pascal, но только первые несколько глав бесплатны.Учебники не только охватывают базовый синтаксис, но и подробно рассматривают объектно-ориентированные концепции, включая наследование, инкапсуляцию и виртуальные методы.
  • Руководство пользователя Free Pascal содержит множество уроков о том, как компилировать программы с помощью компилятора языка Free Pascal. Компилятор доступен на нескольких платформах, включая Linux и Windows. С помощью этого руководства вы сможете создать, скомпилировать и запустить свою первую программу на языке Pascal.
  • Form Tutorial демонстрирует, как создать приложение Windows GUI, которое включает в себя различные виджеты, такие как кнопки, списки и поля редактирования.Дизайн макета приложения выполняется с помощью Lazarus IDE, а программа компилируется с помощью Free Pascal. В руководстве предполагается, что читатель понимает основные концепции объектно-ориентированного программирования.
  • Pascal Android Programming показывает читателю, как скомпилировать, установить и запустить программу Pascal на телефоне Android.
  • Artillery Game Tutorial — это серия руководств, в которых показано, как создать игру, похожую на Scorched Earth®, с использованием Паскаля. Создание проекта на Паскале — отличный способ понять и закрепить концепции.Если вы серьезно относитесь к изучению Pascal, то вы должны проверить эту серию руководств.

Видеоуроки

Иногда чтение статей, чтобы узнать о Pascal, может быть довольно трудоемким, поэтому вы должны проверить следующие видеоуроки.

  • Free Pascal Program Tutorials — это серия видеоуроков, охватывающих различные уроки, включая установку компилятора, переменные, циклы, функции и чтение текстовых файлов. В этой серии видеоуроков представлен широкий спектр тем, которые станут отличным началом изучения языка.
  • Pascal Tutorial — это еще одна серия руководств, охватывающих основные концепции Pascal, включая переменные и функции. Компилятор, используемый в этом руководстве, — это бесплатный Bloodshed Dev Pascal.
  • «Написать игру в понг на Паскале» представляет несколько руководств по созданию собственной игры в понг. В учебнике для создания игры используется бесплатная среда Lazarus IDE.
  • Установка Lazurus показывает, как установить бесплатную IDE (интегрированную среду разработки) и компилятор Pascal в Windows.
  • Pascal Lazarus Programming for Android демонстрирует, как создавать графический интерфейс, компилировать и запускать программы Pascal для платформы Android.

Онлайн-курсы

Поскольку Паскаль не является широко используемым языком разработки, в Интернете доступно не так много курсов. Следующие курсы демонстрируют основные концепции программирования Pascal и способы создания программ без каких-либо предварительных знаний:

Книги по Pascal

Другой способ овладеть языком программирования Pascal — это книги.Они предоставляют более дешевую, но структурированную альтернативу онлайн-курсам и университетским курсам.

  • Начало работы с Lazarus и Free Pascal: руководство для начинающих и среднего уровня по Free Pascal с использованием Lazarus IDE (2015), написанное Менкаурой Абиола-Эллисон, содержит введение в программирование на языке Pascal и охватывает несколько концепций, включая записи, переменные, данные типы и функции. В книге также рассматриваются сложные концепции программирования, включая графическое программирование и базы данных.
  • Object Pascal Handbook (2015), автор Marco Cantu, знакомит с основами языка программирования Pascal, а также с объектно-ориентированными концепциями. Некоторые из описанных тем объектно-ориентированного программирования — это наследование, обработка исключений, обобщения, манипуляции с классами и класс Object.
  • Объектно-ориентированное программирование на Паскале: графический подход (1995), Коннер, Нигуидула и Ван Дам, предназначен для представления основ языка Паскаль, а также продвинутых объектно-ориентированных концепций, включая взаимодействие между объектами.В книге есть много упражнений, а также проект по реализации игры в стиле Тетрис ™.
  • Программирование на Паскале и решение проблем (1993), написанное Сэнфордом Лестмой и Ларри Найхоффом, вводит множество аспектов языка программирования Паскаль, охватывающих различные темы, включая структуры данных, модульное программирование и массивы. Книга содержит несколько примеров кодирования и упражнений, которые помогут лучше изучить концепции.
  • Карманное руководство по Pascal (1995), написанное Джо Дорвард, предоставляет краткую и быструю справку по языку программирования Pascal и включает в себя базовый синтаксис и соответствующие фрагменты кода.

Стоит ли изучать Паскаль?

Как универсальный язык, имеющий множество функций, которые продолжают быть включены в современные языки программирования, такие как Java, Паскаль определенно стоит изучить. Изучая Паскаль, вы знакомитесь со многими базовыми концепциями, включая типы данных и переменные, а также передовыми объектно-ориентированными концепциями. Изучение этих уроков поможет вам лучше структурировать программы независимо от используемого языка. Также стоит изучить Паскаль, потому что многие устаревшие системы используют языки с похожим синтаксисом, и знание этого облегчит изменение и интеграцию с новыми системами.


Дополнительная литература и ресурсы

У нас есть другие руководства, учебные пособия и инфографика, связанные с кодированием и разработкой:

Какой код следует выучить?

Не знаете, на каком языке программирования вам следует научиться программировать? Ознакомьтесь с нашей инфографикой, Какой код следует выучить? В нем не только обсуждаются различные аспекты языков, но и даются ответы на такие важные вопросы, как «Сколько денег я буду зарабатывать на программировании на Java?»

Базовые инструменты для разработчиков Pascal и Object Pascal

Одним из языков программирования, о котором в настоящее время мало что слышно, является Паскаль и некоторые его варианты, такие как Object Pascal. Но не так в 1980-х и 1990-х годах. Это был один из синтаксисов, наиболее часто используемых разработчиками, гораздо чаще, чем другие, такие как C и C ++. В основном он использовался в операционной системе MS-DOS (дисковая операционная система Microsoft) и компьютерах Apple. Сейчас ситуация совсем иная.

Хотя его использование сильно сократилось за последние 25 лет, Pascal остается в рейтинге языков, наиболее используемых сообществом разработчиков. В одном из наиболее часто используемых рейтингов, в рейтинге TIOBE, Паскаль занимал 17-е место на конец ноября 2015 года, что очень близко к таким хорошо известным синтаксисам, как MATLAB , Swift и Objective-C .Его упадок как языка связан с решением Microsoft запрограммировать ядро ​​Windows на C, что побудило разработчиков отказаться от Pascal в пользу этого синтаксиса, когда оба они похожи и одинаково мощны.

Фактически, некоторые особенности Pascal делают его очень интересной альтернативой C для определенных проектов:

— Паскаль — это специально чистый синтаксис при кодировании.

— Версия Паскаля, такая как Free Pascal , компилирует быстрее .

— это язык программирования , который легко выучить .

— имеет код , требующий меньшего обслуживания .

— Расширенное управление библиотеками и зависимостями .

В любом случае, разработчики, все еще использующие Паскаль и Object Pascal для разработки проектов, имеют в своем распоряжении ряд полезных инструментов. Это список самых важных для сообщества:

— Интегрированная среда разработки: Lazarus

Lazarus — это инструмент быстрой разработки приложений (RAD).Он основан на Object Pascal и совместим с тремя основными операционными системами, представленными на рынке: Microsoft Windows , GNU / Linux и Mac OS X . Эта IDE была запущена в феврале 1999 года разработчиками Клиффа Баэсмана , Шейна Миллера и Майкла А. Хесса . Это были участники Megido Project, неудачной попытки разработать IDE для быстрой разработки приложений (RAD) с использованием компилятора Free Pascal, инструмента, который мы обсудим ниже.Все ключи к тому, как это началось, и его история находятся в этой записи Wiki.

Его самые интересные особенности:

— Инструмент с открытым кодом .

— Лицензия LGPL позволяет разработчикам создавать собственные приложения и лицензировать их по своему усмотрению, независимо от того, являются ли они коммерческими или нет.

— Простота использования .

— это мультиплатформенная интегрированная среда разработки .

— Создание и распространение бинарных файлов без зависимостей .

— Инструменты рефакторинга .

— Автоматическая синхронизация графического интерфейса пользователя (GUI) и кода .

— Выполнение и отладка кода из самой IDE .

— Возможность расширения функциональности интегрированной среды разработки путем установки сторонних подключаемых модулей .

— Несколько база данных фреймворков .

— это IDE для Free Pascal, совместимая с Delphi.Фактически, это инструмент, очень похожий на эту интегрированную среду разработки.

— У него есть собственная библиотека компонентов: Lazarus Component Library.

— Он также имеет собственный независимый API .

— Интегрированная среда разработки: Embarcadero Delphi

Embarcadero Delphi — это среда разработки программирования общего назначения. До того, как стать Embarcadero Delphi, он существовал как CodeGear Delphi, Inprise Delphi и Borland Delphi. Это инструмент разработчика в Object Pascal, эволюции Pascal. Среда изначально была разработана Borland, затем стала частью CodeGear и теперь разрабатывается Embarcadero Technologies. Таким образом, серия меняет его название.

Логически Object Pascal имеет некоторые улучшения в Pascal, которые включают изменение в звездообразной интегрированной среде разработки для этого синтаксиса. Вот некоторые из парадигмальных различий между ними:

— Поддержка объектно-ориентированного программирования .

— Программирование, управляемое событиями .

— Структурированная обработка исключений .

— Повторное использование кода для разработки или улучшения компонентов.

Некоторые из ключевых функций этой IDE:

— Это мощная визуальная среда IDE : редактор ext с подсветкой синтаксиса, палитрой компонентов и меню конфигурации инструментов.

— позволяет запускать файлы на различных платформах : настольные компьютеры в Windows и MacOS X, мобильные устройства в iOS или Android, операционные системы с открытым исходным кодом, такие как GNU / Linux и.NET платформы.

— Облегчает разработку приложений во всех типах баз данных : Oracle, dBase, Microsoft SQL Server, mySQL и PostgreSQL.

— Delphi, как и Lazarus IDE, также имеет собственную библиотеку компонентов (Visual Component Library — VCL). Помимо использования стандартной библиотеки, разработчики могут создавать свои собственные компоненты , загружать других, которые могут помочь им в их проекте из Интернета, или вносят свои собственные улучшения в уже существующие компоненты.

— Имеет встроенный отладчик .

— Имеет инструмент контроля версий .