Основы си программирования: Введение в Си. Послание из прошлого столетия / Хабр

Содержание

Введение в язык программирования C. Урок 1

C — это достаточно «древний» язык программирования, он сформировался в начале 70-х. Не смотря на это, C — живой язык в том смысле, что он активно применяется в настоящее время. Он был придуман, использовался и используется для написания существенных частей программного кода Unix-подобных операционных систем. Также на нем пишут утилиты, компиляторы и реже прикладные программы. Поэтому C называют системным языком программирования.

Его живучесть можно объяснить тем, что принципы работы операционных систем относительно универсальны, они не подвержены тому прогрессу и разнообразию, которые можно наблюдать в среде десктопного и мобильного ПО, Web-приложений. C не является языком достаточно высокого уровня, он ближе к архитектуре компьютера. В результате программы на C получаются компактными и быстрыми.

C не поддерживает объектно-ориентированного программирования. Поддержка ООП реализована в C++. Хотя последний возник на основе языка C, он не является его «продолжением», а представляет собой отдельный язык, который можно изучать, не зная C. Однако изучение C полезно перед знакомством с его «продвинутым младшим братом», т.к. синтаксис языков похож, C не перегружает мозг начинающего программиста сверхвозможностями и приучает к пониманию сути происходящего.

Подходит ли C для первого знакомства с программированием? Если вы не обучаетесь в вузе по специальности, связанной с IT, то нет. C предполагает понимание организации и принципов работы аппаратного обеспечения, в частности – памяти. Здесь многое делается с помощью указателей, они играют ключевую роль; эта тема достаточно сложная для понимания и обычно не изучается в школе.

Конечно, с помощью C можно изучать основы программирования и не изучать при этом указатели. Однако человек будет думать, что знает C, мало зная о нем по существу. Язык C был создан разбирающимися в устройстве «железа» профессиональными программистами для написания операционной системы UNIX. Его не задумывали как язык для обучения начинающих.

Среды и компиляторы для программирования на C

Если вы пользуетесь одним из дистрибутивов GNU/Linux, вам подойдет любой текстовый редактор с подсветкой синтаксиса, также понадобятся GCC и терминал.

Редактор и терминал для программирования на CСуществуют редакторы для программистов, включающие различные дополнения, в том числе терминал, просмотр каталогов и др. Например, Geany или Atom.

Программирование в Geany

C – компилируемый язык программирования. В GNU/Linux для получения исполняемых файлов используется GCC – набор компиляторов, включающий в том числе компилятор для C. Чтобы из исходного файла (обычно таким файлам дают расширение *.с) получить исполняемый, надо выполнить в терминале команду примерно следующего вида:

, где gcc — команда, запускающая программу, выполняющую компиляцию и иные действия; -o – ключ, сообщающий, что мы вручную указываем имя исполняемого файла; hello – имя получаемого исполняемого файла; hello.c – имя файла с исходным кодом. Имя исполняемого файла можно не указывать:

В этом случае исполняемый файл будет иметь имя по умолчанию a.out.

Для Windows существует свой набор компиляторов – MinGW. Его можно использовать самостоятельно, однако он входит в состав простой среды разработки Dev-C++, которая может оказаться хорошим выбором для обучения программированию на языках C и С++.

При сохранении выбирайте тип файла «C source files (*.c)». Компиляция и запуск программы выполняется при нажатии клавиши F9. После исполнения программа сразу закрывается и результат невозможно увидеть. Чтобы этого не происходило, прописывают две дополнительные строки: #include <conio.h> и getch(). (Возможно это не актуально для более новой версии Dev-C++.)

«Hello World» в GNU/Linux:

#include <stdio.h>
 
int main () {
	printf ("Hello World\n");
}

«Hello World» в Windows:

#include <stdio.h>
#include <conio.h>
 
int main () {
	printf ("Hello World\n");
 
	getch();
}

С другой стороны, существует большое количество кроссплатформенных сред разработки. Например, Eclipse + модуль CDT, KDevelop, CLion. Последняя платна, выпускается компанией JetBrains – лидером в разработке IDE, однако имеет 30-ти дневный триальный период, чего может быть достаточно для обучения. CLion удобнее других IDE.

«Hello World» на C

На примере простейшей программы сразу отметим некоторые особенности языка программирования C.

В языке C роль основной ветки программы берет на себя функция main(). Эта функция всегда должна присутствовать в законченной программе на языке C, и исполнение программы начинается именно с нее. Однако объявленные внутри нее переменные не являются глобальными, их область видимости простирается только на main(). Тем не менее в языке программирования C почти весь программный код заключается в функции, и функция main() является главной и обязательной.

По умолчанию функция main() возвращает тип данных int, поэтому можно не указывать тип возвращаемых данных. Однако компилятор в этом случае выносит предупреждение.

Функция printf() предназначена для вывода данных. Ее назначение аналогично процедуре write() языка Pascal и функции print() в Python. Функция printf() после вывода не выполняет переход на новую строку. Поэтому для перехода используется специальный символ, который обозначается комбинацией \n. Законченные выражения на языке C разделяются точкой с запятой.

В языке C функции ввода-вывода не являются частью языка. Например, в Python нам не надо импортировать никакой модуль, чтобы пользоваться функциями print() и input(). В C же мы не можем просто вызвать функцию printf(), т.к. в самом C ее просто нет. Эту функцию, а также ряд других, можно подключить с помощью заголовочного файла stdio.h. Именно для этого в начале программы прописана строка #include <stdio.h>. Include с английского переводится как «включить», а stdio есть сокращение от «стандартный ввод-вывод (input-output)».

В заголовочных файлах (они оканчиваются на *.h) обычно содержаться объявления тех или иных функций. Объявление — это просто описание функции: какие параметры она принимает и что возвращает. Сам код функции (определение) находится не в заголовочном файле, а в библиотеках (других файлах), которые могут быть уже скомпилированы и расположены в системных каталогах. Перед компиляцией программы запускается препроцессор языка C. Помимо прочего он включает в начало файла программы содержимое указанных в ней заголовочных файлов.

Практическая работа

Закомментируйте1 первую строчку кода программы HelloWorld. Попробуйте скомпилировать программу. Удалось ли получить исполняемый файл? Какое предупреждение выдал компилятор?

1 // — однострочный комментарий на языке C; /* … */ — многострочный комментарий на языке C.

Самоучитель по Си с нуля

Справочник по языку программирования СИ

1 урок.  Простейшая программа на Си.                                                          Установка Си для Windows 7

              Структура программы в Си.  Вывод сообщения на экран              Другие языки программирования:

2 урок   Переменные в Си. Операции                                                            Курс Python

             Типы переменных, Арифметические операции с перменными      Курс Vb

3 урок   Вывод информации на экран в Си.                                                   Курс Pascal

                Форматированный вывод информации на экран. Оператор Printf Курс по PHP

4 урок   Ввод данных с клавиатуры в Си

             Форматированный ввод информации с клавиатуры. Оператор scanf

5 урок  Ввод и вывод данных в Си++

             Операторы cout и cin

6 урок   Условия в Си. Оператор if

             Условные алгоритмы. Опертаор If

7 урок   Логические операции в Си

             Логические  выражения и операции and  or  (И,  ИЛИ)

8 урок   Множественный выбор в СИ

             Оператор switch

9 урок   Циклы в Си.Оператор for

             Циклические алгоритмы. Цикл for

10 урок  Цикл с условием в Си. Оператор while

11 урок  Графика в Си.

              Графический режим. Рисование основных фигур : точка, линия, окружность, прямоугольник

12 урок   Случайные числа в Си

               Задание случаных чисел в необходимом диапазоне 

13 урок  Процедуры и функции в Си.

              Глобальные и локальные переменные. Параметры функций и процедур. Зданаие процедур и функций в Си

14 урок   Массивы в Си.  

              Определение массива в Си. Задание массива с клавиатуры. Вывод массива на экран. 

15 урок   Матрицы в Си

               Определение матрицы в Си. Воод матрицы и вывод на экран

16 урок  Файлы в Си

                   Чтение и запись информации в файлы в Си

17 урок Ошибки в программах на Си

               Поиск и исправление ошибок в программах на си

Поделиться 

 

 

Уроки программирования на языке C++

Здесь представлены более 200 бесплатных уроков по программированию на языке С++. Онлайн курсы программирования с нуля для начинающих, где рассматриваются основы и тонкости языка программирования C++. Бесплатное обучение программированию, а именно учебник с практическими заданиями и тестами. Неважно, имеете ли Вы опыт или нет, эти уроки по программированию помогут Вам начать создавать, компилировать и отлаживать программы на языке C++ в разных средах разработки: Visual Studio, Code::Blocks, Xcode или Eclipse.

Множество примеров и подробных разъяснений. Отлично подойдут как для новичков (чайников), так и для более продвинутых. Объясняется всё с нуля и до самых деталей и это всё абсолютно бесплатно!

Также рассматривается пошаговое создание игры в С++ и более 70 заданий для проверки своих навыков программирования. 

Глава №0. Введение. Начало работы

Глава №1. Основы C++

Глава №2. Переменные и основные типы данных в C++

Глава №3. Операторы в C++

Глава №4. Область видимости и другие типы переменных в C++

Глава №5. Порядок выполнения кода в программе. Циклы, ветвления в C++

Глава №6. Массивы, Строки, Указатели и Ссылки в C++

Глава №7. Функции в C++

Глава №8. Основы ООП в C++

Глава №9. Перегрузка операторов в C++

Глава №10. Введение в связи между объектами в C++

Глава №11. Наследование в C++

Глава №12. Виртуальные функции в C++

Глава №13. Шаблоны в C++

Глава №14. Исключения в C++

Глава №15. Умные указатели и Семантика перемещения в C++

Глава №16. Стандартная библиотека шаблонов (STL) в С++

Глава №17. std::string в С++

Глава №18. Ввод/Вывод в С++

Дополнительные уроки

Финал

Адаптированный перевод с LearnCpp.com.

Пошаговое создание игры на С++

Отдельное спасибо Дмитрию Бушуеву за помощь в переводе с cprogramming.com.

Задания по С++

Основы C++ для начинающих программистов: вводный видеокурс

В курсе подробно и доступно разобраны базовые концепции программирования и основы C++. Прекрасный выбор для начинающих разработчиков.

C++ – один из самых востребованных и многофункциональных языков программирования. В то же время – один из самых сложных для изучения. Если вы счастливчик, для которого C++ стал первым языком, подойдите к изучению ответственно.

Крайне важно сразу построить прочный фундамент из базовых знаний, иначе все ваше здание рано или поздно рухнет.

Этот курс поможет вам плавно влиться в программирование и простыми словами объяснит непростые основы C++ .

Немного о языке

Курс начинается коротким вступительным видео, из которого вы узнаете, что C++ существует давно и может многое. Кроме того, подберете подходящий для дальнейшей работы инструмент и создадите заготовку проекта.

Каркас первой программы

По традиции основы C++ начинаются с классического HelloWorld-приложения, которое продемонстрирует, как программист может давать указания компилятору языка. Вы узнаете о заголовочных файлах и пространствах имен, а также научитесь использовать два полезных метода стандартной библиотеки для работы с потоками ввода и вывода.

Типы данных

Следующие несколько уроков посвящены основным типам данных языка.

Вы создадите свою первую переменную, освоите арифметические операции в полной и краткой форме, напишете простой калькулятор и научитесь генерировать случайные числа с помощью функции rand.

Расширенный набор математических операций вы найдете в этом видео.

Отдельный урок освещает тонкости работы с символами и строками. Особенность состоит в том, что в C++ не существует специального типа данных для строк, поэтому приходится что-то изобретать.

Конструкции языка

Изучая основы C++, нельзя не упомянуть об условных конструкциях всех видов и циклах, которые позволяют грамотно организовать код и избежать повторений.

Также вы познакомитесь с обработкой исключений внутри блока try-catch.

Указатели и ссылки

Одна из самых сложных концепций языка, которая часто ставит новичков в тупик. Вы разберетесь, что такое указатели (и даже указатели на указатели) и чем они отличаются от ссылок. На данном этапе эта тема может оказаться довольно трудной. Не переживайте, все станет понятнее, когда речь пойдет о функциях. Обязательно вернитесь к ней чуть позже.

Способы организации данных

Разобравшись с указателями, переходите к различным способам организации данных в C++: массивам, перечислениям и структурам.

Этот урок продемонстрирует, как создавать и инициализировать массивы, а также перебирать их элементы с помощью циклов.

Если изначально размер массива неизвестен, его можно определить во время выполнения кода. О динамическом выделении и освобождении памяти расскажет этот урок.

Еще один способ собрать данные в единый набор – это перечисления. В курсе они рассматриваются на примере лифта в торговом центре.

Структуры в C++ – это подобие упрощенных классов. Разобравшись с ними, вы сделаете первый шаг к объектно-ориентированному программированию.

Функции

Далее в курсе разбираются основы C++ функций. Вы узнаете, зачем нужны прототипы функций, а также что такое перегрузка и как она помогает организовать работу с разными типами данных и количеством параметров.

ООП

С 18 урока начинается знакомство с объектно-ориентированным программированием. В отличие от языка C в C++ эта парадигма поддерживается. Вы создадите свой первый класс, познакомитесь с модификаторами доступа и научитесь делать переменные приватными.

Облегчить создание и уничтожение экземпляров класса помогут конструкторы и деструкторы, которые рассматриваются в отдельном уроке.

Затем вы узнаете, что такое дружественные функции и как они позволяют организовать взаимодействие между классами. А после этого познакомитесь с дружественными классами на примере совсем недружелюбного объекта Volodya.

Завершают тему объектно-ориентированного программирования в C++ концепции указателя this и наследования одних классов от других:

Шаблоны

В заключение автор предлагает рассмотреть очень важную тему шаблонов функций и классов, которые позволяют не привязываться при написании кода к конкретным типам данных.

Курс Основы C++

Курс отлично подходит для начинающих разработчиков ПО. Автор хорошо объясняет основы C++ и программирования в целом. Все уроки подряд вы можете найти в этом плейлисте:

Удачи в обучении!

Еще больше материалов по C++:

учебник и практический курс для начинающих:

практический курс

Что это такое?


В свое время (1991-1992 года), выбрав язык Си в
качестве основного языка программирования для математических классов,
автор столкнулся с проблемой отсутствия нормальных учебников,
которые можно было бы рекомендовать школьникам. Это
вынудило его написать свой конспект лекций, который можно было бы
назвать «Практический курс программирования на Си»
в него вошли те сведения, которые действительно требовались автору на практике.
Многолетний опыт преподавания показал, что конспект
действительно востребован и широко используется как школьниками, так
и выпускниками.


В качестве среды разработки используется бесплатно распространяемая
оболочка Dev-C++ с открытым исходным
кодом, включающая компилятор GCC.

Автор будет благодарен за отзывы и
конструктивную критику по поводу содержания и оформления этих материалов.
Если вы заметили ошибку или у вас есть
предложения, замечания, жалобы, просьбы и заявления, пишите.

Лицензионное соглашение

Все опубликованные ниже материалы могут быть свободно использованы
в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.

Без письменного согласия автора ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.


Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Скачать


Конспект распространяется свободно в формате PDF.
Для просмотра требуется бесплатный просмотрщик
Acrobat Reader.
Конспект курса условно разбит на 4 части:

  1. Введение в программирование на языке Си (860 Кб)

    29.03.2014


    Изучение основных конструкций языка и приемов написания программ.
  2. Xранение и обработка данных (792 Кб)

    21.11.2013


    Язык Си: массивы, матрицы, структуры, символьные строки, структуры, рекурсия.
  3. Разработка программ на языке Си (937 Кб)

    01.03.2014


    Приемы проектирования программ,
    структурное программирование, целочисленные алгоритмы, численные методы,
    моделирование.
  4. Динамические структуры данных в языке Си (666 Кб)

    11.06.2009


    Списки, стеки, деревья, графы.

Презентации

Для преподавателей и учащихся могут быть полезны
презентации, построенные на основе этого конспекта. Их можно скачать
на странице Презентации.

Методика


В программе предусмотрено изучение языка Си в
7-11 классах:

7 класс


Часть I представляет собой расширенный конспект курса
7 класса. Введение в язык Си строится на базе алгоритмической
подготовки, которую дети получили в 6 классе, работая с
исполнителями.


Основная задача — познакомить учащихся с основными
конструкциями языка Си: циклами, условными операторами,
процедурами. Весьма успешно проходит изучение разделов,
связанных с графикой, анимацией.


Для работы с графикой через браузер можно использовать
онлайн-сервис
Антона Деникина.

8 класс


Программа включает следующие разделы (в скобках указана часть конспекта):
Массивы (II), Работа с файлами (II), Символьные строки (II), Вращение объектов (III),
Моделирование (III)
. Особое внимание уделяется изучению
алгоритмов работы с массивами, в том числе поиска, сортировки и т.п.
Дается понятие об эффективности вычислительных методов.

9 класс


Основное внимание уделяется изучению методов разработки
программ
на языке Си. Учащиеся выполняют индивидуальное задание, в ходе которого
учатся строить графики на экране, знакомятся с преобразованиями
систем координат, изучают методы решения уравнений, знакомятся с численными
методами, учатся правильно оформлять программы (разделы 1-2 части III).
Одно из заданий посвящено использованию метода Монте-Карло для вычисления
площади сложной фигуры. Из новых разделов изучаются также
Матрицы (II), Массивы символьных строк (II). Вводится понятие
указателей и изучаются простейшие операции с ними.

10 класс


Изучения языка Си выходит на более серьезный уровень. Основные
темы — Управление памятью (II), Рекурсия (II), Структуры (II).
Предусмотрено изучение языка Паскаль в качестве второго языка программирования.
С этого момента алгоритмы на теоретических занятиях записываются
поочередно на двух языках.

11 класс

Изучаются не столько особенности языков, сколько
алгоритмы. Основные разделы — Численные методы (III), Моделирование (III),
Динамические структуры данных (IV)
.

Преимущества C++ как первого языка для обучения программированию / Хабр

Всем доброго времени суток!

Это статья о том, почему же все-таки стоит выбрать C++ в качестве первого языка программирования для обучения студентов, и немного о проблемах преподавания в ВУЗах. Часть суждения, касающегося процесса обучения, основывается на личном опыте преподавания (три года, во время учёбы в аспирантуре), а также на общении с преподавателями и студентами.

Рассматриваются преимущества языка программирования C++ именно для обучения и с точки зрения лучшего понимания основных концепций. Остальные кандидаты на роль первого языка (Pascal/Python/C#/Java) не рассматриваются, дабы не разжигать холивар. Еще раз отмечу: не для промышленной разработки и не с точки зрения такого субъективного критерия, как удобство.

Написано под впечатлением откровенно рекламного поста «Delphi XE5 как основа для обучения программированию» (на момент написания, доступна только версия «от гугла»).

0 Введение

Для начала, хотелось бы отметить, что для студентов не профильных специальностей вопрос выбора первого языка программирования не рассматривается. Основы алгоритмизации (если они необходимы) можно осваивать хоть на Python, хоть на C++ (Java, C#, Pascal и т.д.). В данном случае, чем проще язык, тем он лучше: у людей необходимо сформировать хоть какую-то культуру алгоритмического мышления и понимания базовых конструкций. Студентам некоторых специальностей (юридические, экономические, гуманитарные), изучение ЯП совсем не требуется.
Несмотря на всю очевидность написанного выше, многим студентам-экономистам первого курса преподают программирование на Pascal на практических занятиях по информатике. Студентам, которые ещё толком не умеют работать с MS Word. Польза от таких занятий весьма и весьма сомнительна. Точно так же, студентов-математиков могут пару лет учить программировать на C++/C#/Java… но зачем? Гораздо полезнее для последующего применения своих знаний изучить программы вроде Mathcad, Simulink, Surfer и т.д.
Учитывая вышеизложенное, рассмотрим процесс выбора первого языка исключительно для студентов профильных специальностей (например, «Программная инженерия») и смешанных специальностей с уклоном в сторону IT (например, «Прикладная математика и информатика»). Во-первых, учебный план таких специальностей предполагает достаточное количество лекций и практик (т.к. рассматривается первый язык, учитывается только первый курс): для двух связанных дисциплин (информатика и программирование) около 230 часов, в зависимости от специальности. Во-вторых, наличие заинтересованности и определённого склада ума у студентов. Такие студенты чаще всего уже пробовали программировать, а возможно даже и написали сайт/игрушку. Две эти причины, в совокупности, дают неплохую базу для начала обучения и понижают порог вхождения для обучения языку. К тому же, выпускникам рассматриваемых специальностей предстоит в дальнейшем работать в индустрии разработки ПО. Следовательно, выбор первого языка для них особо важен.

1 Почему же C++?

На первом курсе закладывается базис для дальнейшего обучения и формируется подход студента к дальнейшему получению знаний. Язык программирования играет здесь не последнюю роль.
Для того чтобы выбрать C++ в качестве первого языка программирования существует четыре причины:

  1. Компилируемый язык со статической типизацией.
  2. Сочетание высокоуровневых и низкоуровневых средств.
  3. Реализация ООП.
  4. STL.

Рассмотрим данные причины более подробно.

Компилятор. Тут C++ предстаёт во всей красе. Множество компиляторов, консольные команды, этапы сборки программы… Да, первую программу нужно написать в простом текстовом редакторе без подсветки синтаксиса и автокомплита, найти чем и как её можно запустить. Такой подход формирует у человека некоторое понимание того, как всё устроено:

  • Код программы – это просто текст, который сам по себе не заработает.
  • Компилятор – это отдельная программа, которой надо указать, что и как сделать с исходным кодом, чтобы он превратился в исполняемый файл. Текстовый редактор – это тоже отдельная программа, предназначенная для написания исходного кода.
  • Существуют опции сборки, и существует не один компилятор.
  • Исходный код, написанный программистом, может быть предварительно обработан и изменён (например, препроцессором).

Будущий специалист осознает, что код сам по себе не запускается (в дальнейшем он быть может и заинтересуется, как работает, например, интерпретатор Python или JIT-компиляция). Человек будет задавать себе вопросы: «А почему?», «А в чём отличие?», «Как?». Не будет иллюзий по поводу того, что всё работает по нажатию двух волшебных кнопок или в интерактивной командной строке. Студент будет знать, что процесс сборки программы можно настроить и что исходный код может быть обработан сторонними программами. В будущем, при использовании IDE, человек будет понимать, что это всего лишь удобный комплекс программ, выполняющий большую часть рутинных операций и в случае недостаточной гибкости от неё можно отказаться или расширить.

Статическая типизация. На примере языка со статической типизацией проще понять, что такое тип данных, зачем он нужен и от чего зависит. Видно, что собой представляет объявление, определение и инициализация. Использование языка C++ даёт это явно увидеть, что способствует дальнейшему пониманию того, как работают эти механизмы в других языках. Помимо этого можно на реальных примерах понять, чем беззнаковые целые отличаются от целых со знаком, чем отличаются числа двойной и одинарной точности, чем отличается символ от строки и т.д.

Высокоуровневые и низкоуровневые средства. Использование таких средств, как указатели и динамическое выделение памяти, позволяет понять (или в дальнейшем способствует пониманию), что такое стэк, куча, стэк вызовов, раскрутка стэка и т.д. Помимо этого, на практике закрепляется понимание концепции адресов и адресной арифметики. На примерах демонстрируется, что память надо выделять, освобождать, потому что она не бесконечная, что существуют утечки памяти. В будущем, при изучении языков с GC проще будет понять, что же это такое.

Отдельно стоит отметить простой механизм передачи значений по ссылке, значению, указателю и перенос объекта. Что такое изменяемые и не изменяемые параметры. В дальнейшем данные концепции могут быть использованы и при изучении других языков. Студент будет понимать, например, что объект в языке N передаётся по ссылке, и если его значение изменить в функции-члене, то оно изменится везде.

Реализация ООП. Это относительно чистая реализация ООП без всякого синтаксического сахара (относительно некоторых других языков). Чётко разграниченные уровни доступа к членам класса, возможность множественного наследования и динамический полиморфизм дают возможность быстро усвоить основные концепции ООП (абстракция, наследование, инкапсуляция и полиморфизм). Указатели и динамическое выделение памяти позволяют наглядно понять такие важные механизмы, как upcasting и downcasting. В дальнейшем, основываясь на этих знаниях, легко можно понять весь синтаксический сахар в других языках. Необходимость контроля ресурсов (в том числе и «правило трёх» или уже «правило пяти», с учётом C++11), захват их в конструкторе и освобождение в деструкторе также способствуют более глубокому пониманию ООП.

Стоит отметить такой важный момент, как не принудительное ООП. То есть данный подход к программированию применяется тогда, когда это удобно, и его можно смешивать, например, с функциональным программированием. Это способствует формированию понимания того, что средства реализации выбираются исходя из задачи.

STL. Сама по себе концепция шаблонов C++, генерации кода и применения широкого спектра алгоритмов к различным контейнерам положительно влияет на процесс обучения. Здесь все на поверхности и понятно, почему можно создать вектор целых чисел и вектор пользовательских объектов на основе одного класса-контейнера. Почему можно применить некоторую операцию к последовательности объектов или как отсортировать объекты, для которых не предусмотрена встроенная операция сравнения. Можно понять, как осуществляется доступ к элементам, и узнать о категориях итераторов. Помимо этого закрепляется понимание обобщённого программирования.

2 Немного о проблемах обучения

Процесс обучения, пожалуй, одна из наиболее существенных преград, для того, чтобы реализовать все то, о чём написано в предыдущем пункте. Вероятно, этот вопрос не касается топовых IT-вузов, но если взять рядовые образовательные учреждения, то ощущается дефицит квалифицированных кадров и слабая мотивация студентов. Для большей части практических дисциплин редко привлекаются специалисты, занимающиеся непосредственно разработкой ПО. Например, человек, который не применял STL в реальных проектах, вряд ли сможет объяснить, как это делать, и главное зачем. Так же, как и преподаватель, искренне считающий, что программирование на Delphi с формочками уже есть самое настоящее ООП, учитывая, что весь код (без намёка на собственные классы, абстракцию и инкапсуляцию) пишется в обработчике нажатия на кнопку с очень понятным именем «Button1», не способствует процессу обучения. Проблемы есть и со стороны студентов, которые толком не поняли, куда и зачем они поступили. Многие студенты, не имеют мотивации к дальнейшему обучению и пониманию, а также и к самообразованию. Не смотря на то, что такие студенты и преподаватели прекрасно дополняют друг друга, в конце обучения не получится специалист, претендующий на junior-вакансию.

3 Заключение

В настоящий момент в мире разработки программного обеспечения сложилась ситуация, что в цене знание определённых технологий и опыт их применения, а не понимание. Современному обществу необходимо много программистов, которые могут выполнять строго определённые функции. Отчасти этому способствуют и развивающиеся технологии разработки. Возможно, что большая часть разработчиков, умеющих просто пользоваться определённым набором инструментов, никогда не столкнётся с «законом дырявых абстракций». Однако людям, претендующим на должности ведущих разработчиков, занимающихся оптимизацией и вопросами архитектуры, необходимо более глубокое понимание того, как всё устроено. Одним из факторов, приводящих к такому пониманию, может отказаться и верный выбор первого языка программирования. На основании этого, язык C++, являющийся статически типизированным, компилируемым, поддерживающий низкоуровневую работу с памятью и не перегруженную синтаксическим сахаром реализацию ООП, можно рекомендовать в качестве первого языка программирования.

Основы программирования: C++







Основы программирования: C++






Кувшинов Д.Р.

2017–2018







Цель курса — ознакомить студентов с технологиями программирования с учётом профессиональной специализации и заложить базовые навыки, позволяющие разрабатывать программное обеспечение (ПО). В процессе требуется освоить базовую часть языка C++ в качестве основного языка программирования. Язык C++ выбран по двум причинам: дидактической и практической.

Дидактическая причина заключается в том, что хотя C++ и сравнительно сложен для новичков, он ориентирован на множество различных методологий программирования, позволяет покрыть достаточно широкий спектр технологий программирования, что закладывает фундамент, упрощающий в случае необходимости перепрофилирование на другие языки в процессе профессиональной деятельности.

Практическая причина проистекает из широты применения C++. Данный язык популярен там, где требуется сочетание низкоуровневых и высокоуровневых свойств, а также высокая производительность результирующего программного обеспечения — низкая задержка при получении результата (важно, например, для игр) или большой объём вычислений, которые можно выполнить за единицу времени (важно для научно-технических задач). Кроме того, доступно большое количество программных компонент, разработанных на C++. Компиляторы C++ существуют для большинства платформ, по распространённости поддержки языков программирования на различных платформах C++ занимает второе место (после C).

Данный курс является базовым для ряда других дисциплин аналогичной направленности, изучаемых на следующих курсах.



Содержание данного ресурса разбито на две части: теоретическую и практическую (лабораторные и самостоятельные работы). Задача полного описания задействованных понятий, принципов и элементов языка программирования при составлении курса не ставилась, рекомендуется использовать дополнительную литературу.

Замечание. В тексте используются различные символы Юникода, например, ℝ для обозначения множества действительных чисел или символ ≡ для обозначения тождества. При неудачном стечении обстоятельств (отсутствии в системе шрифтов с широкой поддержкой Юникода) ряд символов может не отображаться, в этом случае рекомендуется установить такой шрифт (например см. список).




Знаком ⌛ помечены планируемые разделы, не включенные в текущую версию.

Теоретическая часть

В теоретической части курса излагается избранный ограниченный набор сведений, включая ряд определений базовых для практической части понятий, а также охватывающих программирование как дисциплину в целом. Более полное изложение затронутых тем предлагается можно найти в изданиях из списка рекомендованной литературы.


Онлайн-справочник (на английском, русский вариант в основном получен машинным переводом).

Онлайн-компиляторы: IdeOne, C++ Shell, WandBox, Godbolt.

Блог “ISO C++” (на английском).


Лабораторные работы

Задания для выполнения на лабораторных занятиях.




Самостоятельные работы

Задания для самостоятельного выполнения.




Компьютер — идеальный бюрократ.

Главное правило: работать начинать надо сразу, сдавать всё в установленный срок.

Предусмотрено два типа работ: лабораторные и самостоятельные (7 в осеннем семестре и 6 в весеннем семестре).

Правила оценивания лабораторных работ

  1. Каждая работа (результат выполнения одного варианта задания) оценивается независимо от остальных работ. Работа выполняется и представляется преподавателю на лабораторном занятии.
  2. Оценка за каждую работу выставляется в диапазоне от 1 (“присутствовал на занятии”) до 4 (“работа выполнена”) баллов.
  3. Финальный результат вычисляется как сумма результатов по всем работам. Максимальное значение этой суммы составляет 28 баллов.

Правила оценивания самостоятельных работ

  1. Каждая работа (результат выполнения одного варианта задания) оценивается независимо от остальных работ. Работа может выполняться как на занятиях, так и дома, однако для получения оценки её необходимо представить лично.
  2. Оценка выставляется в процентах от “идеального выполнения” и вычисляется как произведение трёх величин (коэффициентов): полноты, качества и срока исполнения (см. ниже).
  3. Для каждой работы в течение семестра назначается свой крайний срок сдачи.
  4. Коэффициент срока исполнения выбирается из четырёх возможных значений:

    • 1.0 в случае исполнения работы в срок,
    • 0.84 — менее двух недель сверх срока,
    • 0.67 — менее трёх недель сверх срока,
    • 0.5 — три и более недель сверх срока.
  5. Полнота оценивается в диапазоне [0, 1] как степень соответствия предъявляемым в формулировке задания требованиям.
  6. Качество оценивается в диапазоне [0.5, 2] с точки зрения качества предъявленного исходного кода (в частности, оценка может быть понижена за слишком неряшливое оформление и использование бессмысленных названий), эффективности используемых алгоритмов, разумности выбранных программных решений.
  7. Финальный результат вычисляется как сумма произведений “процентных” оценок работ за семестр на их фиксированные “стоимости” в баллах (указаны в начале описания каждой самостоятельной работы).

Итоговый результат за семестр

  1. Итоговый результат за семестр вычисляется как сумма баллов за лабораторные работы, самостоятельные работы и работу на практических занятиях (по 2 балла за выполнение одного задания у доски).
  2. Для допуска к экзамену необходимо набрать 40 баллов или выше.
  3. При получении более 100 баллов в БРС выставляется 100 баллов, а остаток делится на два и переносится в следующий семестр.

Аттестация в середине семестра

Для получения аттестации требуется набрать 24 балла.



C и C++

  • С.Прата. Язык программирования C++. Лекции и упражнения. 6-е изд. — М.: Вильямс, 2012. — 1244с.
  • Б.Эккель. Философия C++. Введение в стандартный C++. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 572с.
  • Б.Керниган, Д.Ритчи. Язык программирования Си. 3-е изд., испр. — СПб.: «Невский Диалект», 2001. — 352с.
  • С.Прата. Язык программирования C. Лекции и упражнения. 5-е изд. — М.: Вильямс, 2006. — 960с.
  • Б.Страуструп. Программирование. Принципы и практика использования C++. 2-е изд. — М.: Вильямс, 2016. — 1328с.
  • А.Степанов, П.Мак-Джоунс. Начала программирования. — М.: Вильямс, 2011. — 272с.
  • Д.Роуз, А.А.Степанов. От математики к обобщенному программированию. — М.: ДМК Пресс, 2015. — 264с.

Теоретические основы


Алгоритмы

  • Н.Вирт. Алгоритмы и структуры данных. — М.: Мир, 1989. — 360с.
  • Дж.Макконнелл. Основы современных алгоритмов. 2-е изд. — М.: Техносфера, 2004. — 368с.

Архитектура компьютера

  • Ч.Петцольд. Код. — М.: Русская Редакция, 2001. — 512с.
  • Э.Таненбаум, Т.Остин. Архитектура компьютера. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2013. — 816с.
  • Д.Харрис, С.Харрис. Цифровая схемотехника и архитектура компьютера. 2-е изд. — русск. перев. при поддержке Imagination Technologies (электронное издание), 2015. — 1662с.


C и C++ II

  • Б.Страуструп. Язык программирования C++, специальное издание. — М.: Бином-Пресс, 2011. — 1136с.
  • B.Stroustrup. The C++ Programming Language. 4th ed. — Addison-Wesley, 2013.
  • М.Уилсон. C++: практический подход к решению проблем программирования. — М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006. — 736с.
  • Б.Эккель, Ч.Эллисон. Философия C++. Практическое программирование. — СПб.: Питер, 2004. — 608с.
  • С.Мейерс. Эффективное использование C++. 3-е изд. — Питер, ДМК Пресс, 2006. — 300с.
  • С.Мейерс. Наиболее эффективное использование C++. — М.: ДМК Пресс, 2000. — 304с.
  • С.Мейерс. Эффективное использование STL. — СПб.: Питер, 2003. — 224с.
  • С.Мейерс. Эффективный и современный C++. 42 рекомендации по использованию C++11 и C++14. — М.: Вильямс, 2015. — 304с.
  • Н.Джосаттис. Стандартная библиотека C++: Справочное руководство. — М.: Вильямс, 2014. — 1136с.
  • Г.Саттер. Решение сложных задач на C++. — М.: Вильямс, 2008. — 400с.
  • Г.Саттер. Новые сложные задачи на C++. — М.: Вильямс, 2005. — 272с.
  • А.Александреску. Современное проектирование на C++. — М.: Вильямс, 2008. — 336с.
  • Э.Уильямс. Параллельное программирование на С++ в действии: практика разработки многопоточных программ. — М.: ДМК Пресс, 2014. — 672с.

Алгоритмы II

  • Р.Седжвик. Алгоритмы на C++. — М.: Вильямс, 2016. — 1056с.
  • А.Ахо, Дж.Хопкрофт, Дж.Ульман. Структуры данных и алгоритмы. — М.: Вильямс, 2003. — 384с.
  • Т.Кормен, Ч.Лейзерсон, Р.Ривест, К.Штайн. Алгоритмы: построение и анализ. 3-е изд. — М.: Вильямс, 2013. — 1324с.
  • Д.Кнут. Искусство программирования. 3-е изд. Тома 1–4. — М.: Вильямс, 2007.
  • Р.Миллер, Л.Боксер. Последовательные и параллельные алгоритмы. — М.: БИНОМ, 2006. — 406с.
  • Н.Вирт. Построение компиляторов. 2-е изд. — ДМК Пресс, 2014. — 192с.
  • А.Ахо, М.Лам, Р.Сети, Дж.Ульман. Компиляторы: принципы, технологии и инструментарий. 2-е изд. — М.: Вильямс, 2008. — 1184с.

Разработка ПО

  • Ф.Брукс. Мифический человеко-месяц или Как создаются программные системы. — СПб.: Символ-Плюс, 2010. — 304с.
  • Р.Мартин. Быстрая разработка программ: принципы, примеры, практика. — М.: Вильямс, 2004. — 752с.
  • Р.Мартин. Чистый код: создание, анализ и рефакторинг. — СПб.: Питер, 2010. — 464с.
  • Г.Буч. Объектно-ориентированный анализ и проектирование. 3-е изд. — М.: Вильямс, 2008. — 720с.
  • Э.Гамма, Р.Хелм, Р.Джонсон, Д.Влиссидес. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. — СПб.: Питер, 2012. — 368с.
  • С.Макконнелл. Совершенный код. 2-е изд. — М.: Русская Редакция, 2010. — 896с.
  • R.Nystrom. Game Programming Patterns.


HTML-файлы сгенерированы с помощью системы Pandoc.

Дата последнего обновления: 2018.09.13 (v1-r324).

Кувшинов Д.Р. © 2015


Что такое язык программирования C? Основы, введение и история

Guru99

  • На главную
  • Тестирование

      • Назад
      • Гибкое тестирование
      • BugZilla
      • Cucumber
      • Тестирование базы данных
      • 000 JM

        9000 JTL 9000

        9000 JTL 9000

      • JUnit
      • LoadRunner
      • Ручное тестирование
      • Мобильное тестирование
      • Mantis
      • Почтальон
      • QTP
      • Назад
      • Центр контроля качества (ALM)
      • RPA 9000 Test5
      • RPA 9000 SoapI Test5 Управление
      • TestLink
  • SAP

      • Назад
      • ABA P
      • APO
      • Начинающий
      • Basis
      • BODS
      • BI
      • BPC
      • CO
      • Назад
      • CRM
      • Crystal Reports
      • Crystal Reports
      • FIC5O
      • Расчет заработной платы
      • Назад
      • PI / PO
      • PP
      • SD
      • SAPUI5
      • Безопасность
      • Менеджер решений
      • Successfactors
      • SAP Tutorials
    • 8 SAP Tutorials
  • 8
  • Apache
  • Android
  • AngularJS
  • ASP.Net
  • C
  • C #
  • C ++
  • CodeIgniter
  • СУБД
  • Назад
  • Java
  • JavaScript
  • JSP
  • Kotlin
  • Linux
  • B

  • Kotlin
  • Linux
  • js

  • Назад
  • Perl
  • PHP
  • PL / SQL
  • PostgreSQL
  • Python
  • ReactJS
  • Ruby & Rails
  • Scala
  • 00050004 SQL Server
  • 00
  • 0004 SQL

  • 00
  • UML
  • VB.Net
  • VBScript
  • Веб-службы
  • WPF
  • Обязательно учите!

      • Назад
      • Бухгалтерский учет
      • Алгоритмы
      • Блокчейн
      • Business Analyst
      • Создание веб-сайта
      • CCNA
      • Облачные вычисления
      • COBOL
      • 9000

        Guru99 Compiler Design

        Встроенные системы

        Compiler Design

      • Учебные пособия по Excel
      • Программирование на Go
      • IoT
      • ITIL
      • Jenkins
      • MIS
      • Сеть
      • Операционная система
      • Prep
      • Назад
      • Salesforce

      • SEO
      • Разработка программного обеспечения
      • VBA
  • Big Data

      • Назад
      • AWS
      • BigData
      • Cassandra
      • Cognos
      • Хранилище данных
      • 000500050005
      • DevOps
  • .

    Основы программирования на C и C ++

    Основы программирования на C и C ++

    На этих страницах делается попытка дать обзор некоторых основных концепций,
    включая структуру языка программирования C ++. Ты можешь читать
    через них ниже, или вы можете вернуться к ним со страниц в основном
    учебник, когда вы чувствуете, что не понимаете конкретную тему или фрагмент
    терминология.

    Понятия и терминология

    Если вы только не начинаете программировать, вы, вероятно, уже все знаете
    в этой секции.

    Языковые структуры C ++

    Большинству людей легче учиться на примере, чем работать с простых
    описания, поэтому большинство людей найдут эти страницы наиболее полезными для справки
    при просмотре примеров в другом месте.

    Проект

    Это страницы, посвященные разработке программного обеспечения и передовым методам программирования (по крайней мере,
    я считаю).

    Другие онлайн-уроки

    Книжные рекомендации

    Для программирования C выйдите и получите «The C Programming»
    Язык »2-е изд.(или более поздние издания) Брайаном В. Керниганом и Деннисом М.
    Ritchie. Возможно, это не самый простой учебник по C
    программирования, но это последняя библия C, и вы будете постоянно возвращаться
    к нему, даже если вы опытный программист.

    K&R особенно подходит, если вы уже умеете программировать
    другой язык (даже BASIC, например). Однако для начинающих программистов я
    имели Teach Yourself C за 21 день и Teach Yourself C ++ за 21 день
    Мне порекомендовали дни
    , оба издательства Sam’s Net.Я не могу сказать
    сам ничего, так как я их не читал.

    Библию по C ++ см. В The C ++ Programming Language 3rd Ed. по Бьярне
    Страуструп. Эта книга, вероятно, не подходит для новичков, но для более опытных
    программисты должны извлечь выгоду из детального, хотя и несколько теоретического подхода
    программированию на C ++.

    ,

    Основы языка C ++ | Studytonight

    В этом разделе мы рассмотрим основы C ++, он будет включать синтаксис, переменную, операторы, типы циклов, указатели, ссылки и информацию о других требованиях программы C ++.
    Вы встретите много терминов, которые вы уже изучили на языке C.


    Синтаксис и структура программы на C ++

    Здесь мы обсудим одну простую и базовую программу на C ++ для вывода «Hello this is C ++» и ее структуру по частям с подробностями и использованием.

    Первая программа на C ++

      #include 
    используя пространство имен std;
    int main ()
    {
        cout  

    Заголовочные файлы включаются в начало, как и в программе C. Здесь iostream — файл заголовка, который предоставляет нам потоки ввода и вывода. Заголовочные файлы содержали заранее объявленные библиотеки функций, которые могут быть легко использованы пользователями.

    Использование пространства имен std указывает компилятору использовать стандартное пространство имен.Пространство имен собирает идентификаторы, используемые для класса, объекта и переменных. NameSpace можно использовать в программе двумя способами: либо с помощью с использованием оператора в начале, как мы делали в вышеупомянутой программе, либо с помощью имени пространства имен в качестве префикса перед идентификатором с разрешением области действия (: 🙂 оператор ,

    Пример: std :: cout << "A";

    main () - это функция, которая содержит исполняемую часть программы, ее тип возврата - int .

    cout << , используется для печати чего-либо на экране, так же, как printf на языке C. cin и cout такие же, как scanf и printf , с той лишь разницей, что вам не нужно указывать спецификаторы формата, такие как % d для int и т. Д., В cout и cin ,


    Комментарии в программе C ++

    Для однострочных комментариев используйте // перед упоминанием комментария, например

      cout << "однострочный"; // Это однострочный комментарий
      

    Для многострочного комментария заключите комментарий между / * и .

    Что такое компьютерное программирование? Основы обучения программированию

    Guru99

    • Home
    • Тестирование

        • Назад
        • Гибкое тестирование
        • BugZilla
        • Cucumber
        • Тестирование базы данных
        • 9000 Jmeter

          9000 Jmeter Testing

          JUnit

        • LoadRunner
        • Ручное тестирование
        • Мобильное тестирование
        • Mantis
        • Почтальон
        • QTP
        • Назад
        • Центр качества (ALM)
        • RPA
        • Тестирование SAP

        • TestLink
    • SAP

        • Назад
        • ABAP
        • APO
        • Начинающий
        • Basis
        • BODS
        • BI
        • BPC
        • CO
        • Назад
        • CRM
        • Crystal Reports
        • CRM
        • Crystal Reports
        • FICO
        • FICO
        • MM
        • Назад
        • PI / PO
        • PP
        • SD
        • SAPUI5
        • Безопасность
        • Менеджер решений
        • Successfactors
        • SAP Tutorials
    • Android
    • AngularJS
    • ASP.Net
    • C
    • C #
    • C ++
    • CodeIgniter
    • СУБД
    • Назад
    • Java
    • JavaScript
    • JSP
    • Kotlin
    • Linux
    • B

    • Kotlin
    • Linux
    • js

    • Назад
    • Perl
    • PHP
    • PL / SQL
    • PostgreSQL
    • Python
    • ReactJS
    • Ruby & Rails
    • Scala
    • 00050004 SQL Server
    • 00
    • 0004 SQL

    • 00
    • UML
    • VB.Net
    • VBScript
    • Веб-службы
    • WPF
  • Обязательно учите!

      • Назад
      • Бухгалтерский учет
      • Алгоритмы
      • Блокчейн
      • Business Analyst
      • Создание веб-сайта
      • CCNA
      • Облачные вычисления
      • COBOL
      • 9000

        Guru99 Compiler Design

        Встроенные системы

        Compiler Design

      • Учебные пособия по Excel
      • Программирование на Go
      • IoT
      • ITIL
      • Jenkins
      • MIS
      • Сеть
      • Операционная система
      • Prep
      • Назад
      • Salesforce

      • SEO
      • Разработка программного обеспечения
      • VBA
  • Big Data

      • Назад
      • AWS
      • BigData
      • Cassandra
      • Cognos
      • Хранилище данных
      • 000500050005
      • DevOps
  • .

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о