Можно ли стать умнее: Можно ли стать умнее и почему большинство людей — глупые

Содержание

Можно ли стать умнее и почему большинство людей — глупые

Вопрос «Может ли человек поумнеть?» очень неоднозначный. С одной стороны, чисто теоретически, конечно, может. Можно прокачать почти все элементы — от памяти до скорости принятия решения и общего кругозора. С другой стороны, на практике это оказывается невозможно. Невежество и откровенная глупость зиждутся на трёх китах или на трёх гранитных стенах, пробить которые удаётся лишь единицам.

Стена первая: непризнание

Чтобы начать лечение недуга или решить какую-то проблему, необходимо её осознать, принять её существование. Это серьёзнейшая проблема в данном контексте. Человек способен признать собственную физическую слабость, может согласиться со своим непрофессионализмом, но никогда, вообще никогда глупец не признает, что он глуп. Даже наоборот: чем глупее человек, тем более он уверен в своём уме, считает, что находится на грани гениальности. Вот представь: есть некий человек с IQ в районе комнатной температуры, но думает он, что является мудрецом, достигшим просвещения. Это получается, ему нужно не просто признать свою глупость, а спуститься от уровня мудреца к уровню идиота. Путь непосильный для глупого.

Если человек признаёт, что глуповат (неважно, в какой форме, будь то шутка или настоящее сожаление), значит, он не так уж и глуп. Другой вопрос, станет ли он предпринимать какие-то действия, начнёт ли развиваться, или же продолжит шутить и грустить. В общем, без преодоления этой стены ничего сделать не получится; пробить её со стороны на практике тоже оказывается невозможно. Логические аргументы не оказывают влияния на глупца — они рассыпаются о баррикады из конспирологии и заученных мнений авторитетов, зачастую даже неправильно понятых. Прямые оскорбления вроде «ты дурак» натыкаются на такой же ответ: «Сам дурак». Ведь он полагает себя мудрецом, почти гением — для него дураком является тот, кто пробивает «стену», яростно кидаясь на воздвигнутые баррикады.

Ты меня ни в чём не убедишь, тебе меня не переспорить!

Подытожит он — и ты в итоге поймёшь, что так и есть.

Стена вторая: остановка развития

В большинстве случаев интеллектуальное развитие человека останавливается в возрасте 16–22 лет, то есть после окончания школы или вуза. Дальше всё — только накапливается сомнительный опыт, которым люди так любят прикрывать отсутствие извилин.

С моё поживи — потом и поговорим.

Слыхал такое? Конечно, слыхал. Каждый в жизни встречал таких умников, единственное достижение которых заключается в том, что они дожили до 40–50–60 лет. Ничего себе достижение! И плевать, что, окончив школу, этот мудрый старец в жизни больше ни одной книги или научной статьи не прочитал. Его мнение, по его же разумению, обретает вес, ведь он старше.

Таким людям ничего невозможно доказать или объяснить, потому что признание своей глупости в данном случае уничтожает их единственное достижение — возраст. Да, вот такой абсурд. «Всю жизнь был идиотом, им и останусь, — рассуждают они. — Мне уже под 40, и меня обязаны слушать, ведь опыт!» А ещё лет через 10–15 к этой обязанности слушать прибавится и обязанность слушая уважать.

Так и получается, что в мире полным-полно 30–40- и даже 50–60-летних людей с уровнем развития 15-летнего школьника. Зачастую весь их жизненный опыт лишь нагромождение всевозможных заблуждений, какой-то простой работы, поездок на море раз в год и просмотр отечественных сериалов. Вот этот опыт они предлагают уважать, этим опытом они гордятся, принимая его выше даже эмпирических знаний.

Что значит «покопаться в голове» и что там можно найти

Стена третья: отсутствие свободного времени

Справедливости ради нужно отметить, что широкий кругозор и интеллектуальное развитие по сути продукт великого рандома. Одним повезло, и у них в определённый момент оказалось достаточно много свободного времени. Эти люди развились лучше. Другим не повезло: времени на личностное развитие просто не было. Серьёзно, это же большая проблема. Как может развиться человек, если он работает, скажем, часов по 10, а то и по 12 с учётом дороги туда-обратно. Ещё поспать нужно часов 7–8 хотя бы, и что остаётся от суток? Времени остаётся, чтобы ванну принять, поесть и немного передохнуть от такого ритма. Плюс почти каждому необходима какая-то разрядка, хотя бы периодически. Речь о том же алкоголе, любимом сериале, компьютерной игре или футболе.

Тайм-менеджмент практически бесполезен в этом плане: процесс познания, развития кругозора — штука творческая. Во всяком случае, находится это дело в том же отсеке мозга, где и все остальные творческие начинания. Невозможно по строгому графику включить заинтересованность, скажем, войной в Югославии. Это приходит само. Сидишь ты часа в три ночи, и внезапно мозг задаёт вопрос: «А что такое электромагнитные волны, почему они разной длины и как это вообще работает?» Через 2–3 часа с чувством удовлетворённости мозг отпускает тебя спать — ты нашёл ответ и что-то даже запомнил. Вроде бесполезно в повседневной жизни, но было интересно, и кругозор расширился.

Инструкция: как развить свой кругозор

Как стать умнее — Психология человека

Подобно тому как почвы обновляются разнообразным и переменным посевом, так и наш ум обновляется размышлением то об одном, то о другом.
Плиний Младший

Если человек хочет стать умнее, то у этого желания всегда есть две основные причины. Первая – необходимость в подобном самосовершенствовании, когда человек не просто понимает, но и чувствует, что для решения каких-то насущных проблем/задач и/или для достижения определенных результатов, ему необходимо научиться чему-то новому, что-то понять, осознать или прийти с помощью размышлений к новым знаниям. А вторая – интерес к этому процессу, когда человеку просто нравится развиваться и совершенствоваться, потому что он получает от этого удовольствие. Какой бы не была именно ваша, уважаемые читатели, мотивация в этом деле, я очень надеюсь, что она поможет вам принять и применить ту информацию, которой я с вами поделюсь в этой статье. А расскажу я вам преимущественно о психологической стороне этого вопроса, благодаря чему вы сможете найти наиболее эффективные и удобные для вас способы развития ваших умственных способностей, и главное, сумеете их реализовать. Именно с реализацией я вам больше всего помогу, рассказав не просто о том, как стать умнее, но и о том, как взять и сделать это.

Для начала, замечу, что мы с вами будем говорить не о том, как стать умным, а о том, как стать умнее, то есть о том, как превзойти самого себя нынешнего. Не имеет значения, считаете вы себя сейчас умным или нет, в конце концов, все мы по-своему умны и в то же время каждый из нас может быть глупцом в тех или иных вопросах и ситуациях. Если вы хотите большего и лучшего, вам надо двигаться дальше в своем развитии. Поэтому не думайте о том, что вы уже знаете или умеете, забудьте о своих прошлых достижениях и откройтесь для новой информации. Освободите свою чашу знаний от излишков в виде уверенности в том, что вам больше нечему учиться. Учиться всегда есть чему.

Есть общеизвестные способы, помогающие стать умнее – это чтение хороших книг, общение с умными людьми, решение различных задач и задачек. Все эти вещи способствуют развитию ума, потому что напрягают его, заставляют работать, дают ему новые знания. Но есть и другие, более, скажем так, точечные подходы к этому процессу и менее известные. Вот о них мы с вами и поговорим. Если в общих чертах объяснять решение этой задачи, то все, что вам нужно – это получать новые знания и развивать свое мышление. Тогда вы точно станете умнее. Но чтобы это сделать быстрее и эффективнее, преодолевая различные психологические ловушки, нужно знать о важных деталях этой работы.

Отношение к себе

Так уж устроена наша психика, что чем меньше мы всего знаем и чем больше совершаем ошибок в жизни, тем сильнее нам хочется думать о себе хорошо, чтобы компенсировать понесенный психологический ущерб. За это отвечает наше Эго или, говоря иначе, наше Я. Именно оно защищает нашу психику от негативных мыслей о себе, которые неизбежно возникают в тех случаях, когда мы чувствуем, что совершили или совершаем глупость, что наших знаний недостаточно для решения каких-то вопросов, что мы глупее других людей в тех или иных делах и так далее. Вот тут наше Эго и вступается за нашу личность, внушая нам, что мы умные, что все мы делаем правильно, а в наших неудачах виноваты другие люди или обстоятельства и тому подобные защитные, но вместе с тем и вредные для нашего развития мысли. И пока это отношение человека к самому себе не изменится, пока он не захочет узнать правду о себе [ту правду, которая указывает на его слабости, недостатки, ошибки], он не сможет провести необходимую работу над собой, чтобы стать умнее.

Я бы мог вам посоветовать всегда считать себя глупым невеждой, чтобы вы испытывали умеренную неудовлетворенность своими умственными способностями и из-за этого постоянно искали способы узнать что-то новое, стремились развить свое мышление, чтобы стать умнее. Это такой, простой, грубый и вполне понятный для всех совет. В конце концов, какая вам разница, какой вы на самом деле человек, глупый или умный, если вам все равно нужно развивать свой ум? Думать в таком случае необходимо о своих недостатках и слабостях, чтобы благодаря неудовлетворенности собой иметь мотивацию к развитию. Но я понимаю, что для людей со слабым характером такой совет вреден, ибо их негативное мнение о самих себе пробудит в них не желание узнать что-то новое и развить свое мышление, а депрессию и апатию. Поэтому таким людям остается только уповать на помощь других людей, прежде всего грамотных учителей, наставников, психологов, которые аккуратно побудят их к посильной для них работе над собой, не позволяя им испытывать блокирующий всякую активность дискомфорт от низкой самооценки и неуверенности в себе. Для указанных специалистов – это очень тонкая работа с людьми. А для тех, кто понимает, что нуждается в такой помощи – это самое разумное решение.

Тут надо понимать, что это самая настоящая психологическая ловушка для людей со слабым характером, вероятно, обусловленная законами эволюции, преследующими цель естественного отбора. Поэтому фактом является то, что чем человек глупее, тем более умным он себя выставляет, прежде всего в своих собственных глазах, тем самым лишая себя возможности усовершенствовать свои умственные способности. Именно поэтому он и не хочет становиться умнее, так как это желание наталкивает его на травмирующие психику мысли о том, что сейчас, в настоящий момент он недостаточно умен. А ему так думать не хочется. Он скорее ищет подтверждение тому, что он умный, когда общается с кем-то на эту тему или пытается работать над собой [именно пытается, а не работает]. Например, желая заняться развитием мышления, человек ищет доказательство того, что оно у него и так уже хорошо развито, поэтому ему нужны легкие задания, которые он уверенно решит, а не такие, которые выявят его недостатки и слабости. А это не развитие ума, это самообман. Вот почему такие люди часто нуждаются в помощи со стороны, в так сказать, сильной руке, которая будет заставлять их или грамотно мотивировать, что гораздо лучше, работать над собой. У большинства из них, повторю, слабый характер и правду о себе они знать не хотят, ту правду, которая их подавляет. А давить на них точно не нужно, ибо из-за этого они станут еще более подавленными и апатичными, а не мотивированными к работе над своими умственными способностями. Вот такая закономерность существует в этом мире. Может она и не абсолютная, но часто встречающаяся.

Окружение

Наше окружение, как вы наверняка знаете, играет огромную роль в нашем развитии. Оно либо способствует ему, либо наоборот мешает. Но я сейчас вам хочу рассказать не об этом общеизвестном факте, не о том, что вам нужно окружать себя умными людьми, чтобы самим стать умнее, а о том, почему люди этого часто не делают. Дело в том, что мы хотим считать себя умнее других и поэтому часто осознанно или нет, окружаем себя теми, кто либо во многом похож на нас, прежде всего по уровню умственного развития, либо уступает нам в этом компоненте. А вот находиться среди более умных представителей человеческого рода, большинство людей не очень любят. Ведь это совсем не комфортно и не приятно, когда ты видишь и чувствуешь, что другой человек, другие люди, знают, понимают, умеют больше тебя. Гораздо приятнее и веселее находиться рядом с теми, кто равен тебе по умственным показателям и с кем ты можешь быть самим собой. В итоге, из-за такой вот тяги к психологическому комфорту человек лишает себя возможности чему-то научиться у более умных людей. Он их просто сторонится. Хотя если вдуматься, то повода для дискомфорта в большинстве случаев нет, просто наше Эго неверно интерпретирует ситуацию, когда рядом с нами находится умный человек. Оно делит людей на умных и глупых, обобщая их способности и сравнивает нас с ними. Этот человек умнее нас, а тот глупее, с этим можно блеснуть своим умом, а с тем нет. В действительности такое сравнение некорректно. Оно слишком грубое и бесперспективное. Надо понимать, что даже очень умный человек может быть в чем-то невежественен, а очень глупый может что-то ценное знать. Все люди уникальны и каждый в чем-то хорош, и в чем-то плох. Поэтому нам не нужно себя с кем-то сравнивать, обобщая свои и чужие способности, нам нужно смотреть на отдельно взятые качества и навыки того или иного человека и думать, чему мы можем у него научиться.

Таким образом, думая о своей выгоде, о своих эгоистических интересах, можно забыть о том, что кто-то глупее или умнее нас и чувствовать себя комфортно с любым человеком, любыми людьми. Всегда в этом мире будет существовать кто-то, кто глупее нас, по крайней мере в каких-то определенных вопросах, и будут такие люди, которые, опять-таки, в чем-то будут нас превосходить. И смысл в том, чтобы не сравнивать себя с другими людьми по такой вот грубой схеме – глупее или умнее меня, а стараться найти в каждом человеке ценные для вас знания и вытаскивать их из него.

Здесь есть еще один очень важный момент или лучше сказать подмомент, на который стоит обратить особое внимание. Желая чему-то научиться у других людей, вам необходимо стремиться к общению с теми из них, кто по своему мировоззрению сильно отличается от вас. Поэтому, то, что вы узнаете от них – должно вас, если уж не шокировать, хотя и такое допустимо, то по крайней мере удивлять и даже нервировать. Не нужны вам такие чужие мысли, которые всегда и во всем совпадают с вашими, как бы вам это ни было приятно. Вам нужны такие мысли, которые все переворачивают с ног на голову в вашем мозгу. Когда такое происходит, это означает, что вы выходите за пределы своих умственных границ, за пределы своего привычного восприятия. Это часто неприятная процедура, потому что она коверкает картину мира человека и люди часто нервничают, психуют, раздражаются, когда узнают что-то новое о том, о чем они, как им всегда казалось, знают все. Новая информация привносит в их представление о жизни некоторую неопределенность, непонятность, непредсказуемость, даже хаос, поэтому их это, в лучшем случае удивляет, а в худшем шокирует или сильно раздражает. Оно и понятно, ведь мозгу нужна определенность и стабильность, чтобы чувствовать себя спокойно, поэтому он держится за известные ему факты и не желает их пересматривать. Иначе придется подстраиваться под новую реальность, а это непростая работа. Но чтобы стать умнее, нужно иногда ломать старые представления о жизни и строить на их месте новые. Поэтому полезно испытать стресс, общаясь с такими людьми, которые рассказывают о тех или иных вещах такие истории, которые не сходятся с вашими историями о них. Глупые и слабые люди, сталкиваясь с такой непривычной для них информацией, начинают спорить, отрицать ее, критиковать, а умные, как минимум, принимают ее во внимание, зная о том, что сколько бы всего они ни знали, всегда будет что-то, чего они еще не знают, а как максимум, они добавляют эту информацию к уже имеющимся у них знаниям, расширяя или в некоторых местах изменяя свою картину мира. Вот так, через стресс и сопротивление новому мы идем к более совершенному состоянию.

Я почему называю этот момент/подмомент важным и требующим особого внимания? А потому что сам много раз сталкивался с непониманием со стороны некоторых людей и знаю, что многие из вас с этим тоже постоянно сталкиваются. Если ты мыслишь иначе, чем другие или знаешь о чем-то, о чем они не знают и своими знаниями рушишь их картину мира – это может привести к созданию между тобой и ними барьера непринятия и даже привести к серьезным разногласиям и конфликтам между вами. В таких случаях идет борьба между иллюзиями людей и суровой реальностью, которой они боятся. Так что вас могут не понимать не потому, что вы что-то плохо объясняете, а потому, что не хотят понять, потому что понимать вас страшно. Но самое для меня ужасное, это то, что я и сам раньше часто не понимал людей, которые думали не так как я и знали о тех или иных вещах что-то другое, отличное от того, что я о них знал. В итоге мои разговоры с людьми могли сводиться к обсуждению того, кто из нас глупее или умнее, а не к рассмотрению точек зрения друг друга. Мне стыдно за то, что я был таким человеком, мне неприятно вспоминать свою глупость и ограниченность. Я понимаю, что и сейчас во мне много недостатков, но тогда они были более вопиющими. Поэтому я на собственном опыте убедился, что для того, чтобы поумнеть, обязательно нужно прислушиваться ко всем людям и рассматривать самые разные точки зрения и мнения, включая те, которые сильно отличаются от нашего мнения и потому не нравятся нам. Подумайте и вы над такой жизненной позицией. Иначе о каком развитии ума может идти речь, если человек постоянно варится в одном и том же информационном бульоне с такими же как он людьми, которые подтверждают мнения друг друга, ради психологического комфорта, а не ставят их правильность под сомнение.

Знания

Знания, как и люди, тоже бывают разными, потому что исходят в основном от людей. Поэтому к ним, как и к людям, тоже следует относиться с большим вниманием и по возможности не предвзято. Нельзя принимать одни знания и критиковать другие только потому, что они вам не нравятся, преимущественно из-за того, что не совпадают с уже имеющимися у вас знаниями и установками или вашими желаниями. Мир устроен так, как он устроен и не под чьи фантазии он не подстраивается. А вот нам под многое в этом мире приходится подстраиваться и приспосабливаться. Поэтому к любым знаниям необходимо относиться с уважением. По моему мнению, умный человек – это такой человек, который не просто много всего знает, а умеет пользоваться своими знаниями и что особенно важно – он открыт для новых знаний, какими бы они ни были. Поэтому, независимо от того, что каждый из нас уже знает, всегда надо искать что-то новое, в том числе и в той области, в которой мы, как нам кажется, знаем многое или даже все.

Непредвзятое и уважительное отношение к любым знаниям – вот что важно выработать в себе в первую очередь. Используйте такой же подход, что и в общении с людьми – ищите такие знания, которые вам не нравятся, которые вызывают у вас дискомфорт. Они могут вас пугать, раздражать, удивлять, могут вызывать у вас отторжение, непринятие, возмущение, протест, насмешки и в этом будет заключаться их ценность. Они не такие, как вам хотелось бы, они не такие, к каким вы привыкли и они, эти знания, могут противоречить тому, что вы уже знаете. Но именно такие знания станут глотком свежего воздуха для вашего ума, именно они могут позволить ему проснуться и начать работать. Нельзя все время только и делать, что искать подтверждение правильности своих представлений об этом мире, читая, смотря, слушая только то, что находит отклик в вашей голове. Это ловушка для вашего ума, для вашего развития. И многие в нее попадают. Это мне нравится, это я считаю правильным, с этой информацией я согласен, она согласуется с тем, что я думаю, что я знаю, поэтому я ее приму, изучу и запомню. А вот это уже мне не нравится, это уже какая-то неправильная информация, так не должно быть, поэтому я буду ее критиковать, бороться с ней, или закроюсь от нее, спрячу голову в песок, лишь бы продолжать чувствовать себя комфортно. Можно еще сжечь на костре того, кто распространяет такую неприятную информацию, такие недостоверные с моей точки зрения знания. Знакомая позиция? Делает она человека умнее? То-то и оно.

Теперь, что касается источников знаний. В большинстве случаев люди стремятся получать знания из авторитетных и, следовательно, проверенных компетентными специалистами источников, чтобы быть уверенными в их высоком качестве. Я ничего не хочу сказать против такого подхода, он в целом верный, проверенный временем и опытом многих людей. Но хочу обратить ваше внимание на один, довольно интересный, с моей точки зрения, момент. Заключается он в том, что авторитетные источники информации могут довольно однобоко рассматривать тот или иной вопрос, вопросы, по причине, как правило, чьей-то заинтересованности в этой однобокости. К примеру, цензурируемые СМИ могут рассказывать о каком-то событии так, как это нужно контролирующим их людям. Или тот же учебник истории может представлять историю страны в выгодном для власти свете. Да любая книга, любой источник знаний, может представлять чьи-то интересы и из-за этого быть недостаточно объективным. От ошибок тоже никто не застрахован, даже самые авторитетные источники информации могут ошибаться. Плюс подача материала через тот или иной источник может быть такой, что не всякий человек разберется, что в нем написано или показано, рассказано. Поэтому я советую вам узнавать о чем-то из разных источников информации и чему-то учиться по разным учебным материалам. Не авторитетность источника информации должна быть в приоритете, а его понятность, открытость и подробность изложения материала. Умный человек сам должен все проверять, с помощью практики, логики, других примеров, а не просто доверять авторитетам. Ведь бывает такое, что человек может быть очень начитанным, многое знать, а объяснить свои знания не в состоянии. Это так, а не иначе, потому что такой-то авторитет так сказал – вот вам и все доказательства. Это не серьезная позиция. У авторитета могут быть разные причины что-то говорить и о чем-то умалчивать. Нельзя верить людям на слово, кем бы они ни были. Их надо проверять, сравнивать их мнение с мнением других, пусть даже и не очень авторитетных людей, но четко и ясно объясняющих свою позицию. К тому же, чем больше источников информации вы используете для изучения того или иного вопроса, тем шире будет ваш кругозор. Разные мнения сделают ваше собственное мнение более объективным, а разный способ подачи одного и того же материала позволит вам более детально и системно его изучить.

Еще одним важным моментом в получении знаний является понимание цели их получения. С одной стороны, чем больше всего вы знаете, тем умнее выглядите. Но с другой, все-то вы знать не можете, значит нужно стремиться узнавать прежде всего самые важные вещи, чтобы быть умным в том, что лучше всего скажется на вашей жизни. Люди ведь хотят стать умнее не просто так, а прежде всего или в том числе для того, чтобы превзойти других людей и на их фоне выглядеть лучше в различных делах. Это естественная конкуренция, борьба за выживание, желание побеждать и быть лучшим, чтобы иметь лучшее. Значит, надо умнеть с конкретной целью – кого-то в чем-то превзойти или сделать какое-то важное для вашей жизни дело, ну или дела. Тогда, вместо того, чтобы пихать в свою голову как можно больше всяких знаний, тратя на это уйму времени и сил, разумнее выбрать для себя что-то самое важное, какое-то наиболее продуктивное направление, которое будет ближе всего к вашей жизни, к удовлетворению вами своих потребностей, к решению важных для вас задач, к достижению своих целей. Быть умным, не значит обладать энциклопедическими знаниями, чтобы те же кроссворды разгадывать, такими знаниями сегодня никого особо не удивишь. Тот же интернет, к которому многие люди имеют доступ, все равно будет знать больше вас и его знания по многим вопросам будут более свежими и точными, чем ваши. Быть умным, а в нашем случае становиться умнее, значит расширять свои возможности и учиться делать такие дела, которые будут улучшать вашу жизнь.

Подумайте, если одной из целей в этом мире для нас является стремление завладеть необходимым для комфортной и безопасной жизни количеством ресурсов, то знания, которые вы получаете, должны отвечать прежде всего этой цели. Отношения с людьми тоже важны, потому что большинство своих потребностей мы удовлетворяем с их помощью. Следовательно, нужно получать знания прежде всего об этих вещах. Причем эти знания должны быть адекватны реальности, а не такие, которые учат нас тому, как надо и как должно быть, а не тому, как есть. Другие знания подождут. Мне вот все интересно, я всем интересуюсь, для всего открыт, но когда я испытываю дефицит времени, то все лишнее отсекаю и сосредотачиваюсь только на важных для моей текущей жизни вещах. В этом мире много умных людей, которые разбираются в различных сложных вещах, многое знают, но при этом не могут эффективно или вообще хоть как-то решить типичные житейские проблемы и задачи, важные прежде всего для их собственной жизни. Я не против порассуждать о высших материях, о возможных, но недоказанных вещах – инопланетянах, жизни после смерти, параллельных мирах и тому подобном, но только после того, как будут сделаны более важные дела. Иначе какой прок от большого ума, если он не позволяет даже самое необходимое для жизни получить и с самыми насущными проблемами разобраться.

Программа обучения

Вот этот момент, друзья, очень важен. Когда я сам его полностью осмыслил, то пришел в восторг от понимания того, как при определенном подходе к процессу получения знаний и развития мышления, можно превзойти многих умных и хорошо образованных людей. Сейчас я объясню вам смысл этого подхода. Где бы и чему бы вы ни учились, если те знания, которые вы получаете, будут получать и другие люди, точно таким же образом – то в какой-то степени вы будете развиваться с ними в равных условиях. То есть, общедоступная программа обучения готовит людей, специалистов, примерно одного уровня. Понятно, что одни люди талантливее других, что к обучению отношение у людей бывает разным, что помимо той программы, по которой человек обучается, он может по своему желанию и другие знания получать, и благодаря этому быть умнее в некоторых вещах. Но все равно, одинаковая для всех людей программа обучения, делает их в некоторой степени равными друг другу. По крайней мере те из них, кто старается учиться, получают примерно одинаковый уровень подготовки. Эти люди становятся умнее относительно самих же себя и относительно тех людей, которые обучаются по другим, менее эффективным программам или не учатся вовсе. Но в сравнении друг с другом, они будут примерно одинаковыми.

А чтобы стать умнее других, достаточно умных людей, которые получили или получают хорошее образование, чтобы суметь обойти их, превзойти, желательно развиваться по индивидуальной программе обучения. Она может быть основана на обучении по другим, специально подобранным для вас учебным материалам, которые вам нужно будет изучить в определенной последовательности, а также на грамотной подаче этих материалов и на работе с людьми, которые хорошо умеют объяснять, рассказывать и показывать, и что особенно важно – умеют мотивировать к учебе. Даже элементарная подборка книг для чтения может быть настолько уникальной и хорошо продуманной, что человек сможет научиться чему-то по ним гораздо быстрее и намного лучше, чем те люди, которые читают другие книги и в другой последовательности. Вы только представьте себе, можно такую программу обучения разработать, которая будет в разы эффективнее тех программ, которые применяются в самых лучших университетах мира. И вы можете стать умнее тех людей, которые платят большие деньги за свое образование. Но, повторю, это произойдет только в том случае, если вы сами или с чьей-то помощью сможете создать свою собственную, подстроенную под ваши умственные способности и базовые знания программу обучения. Это первый момент.

Второй момент – это поиск наиболее оптимального пути к желаемому результату. Он логически вытекает из первого момента. Всегда помните о том, что к одному и тому же результату можно прийти разными путями. Это касается многих дел, возможно, всех, и уж точно это касается обучения. Поэтому учебных программ может быть великое множество. Какие-то из них более эффективны, какие-то менее. Поэтому, если у вас не получается что-то освоить одним способом – ищите другой. Как получение знаний, так и развитие мышления, может включать в себя массу персонализированных моментов. Люди все разные, кто-то соображает быстрее, кто-то медленнее, кто-то лучше понимает одних учителей, кто-то других, у кого-то один способ восприятия информации развит лучше [визуальный, аудиальный, осязательный], у кого-то другой, отличий может быть очень много. И учитывая их, можно помочь любому человеку стать умнее в нужной ему области за относительно короткий срок. Представьте себе такую индивидуализированную программу, которая идеально будет подходить именно вам. Благодаря ей вы будете воспринимать знания и развивать свое мышление максимально легко и с большим интересом. Представьте, как быстро с ее помощью вы сможете научиться важным для вас вещам. И что не менее важно, она поможет вам получить конкурентное преимущество перед другими людьми, которые будут учиться по менее эффективным и общедоступным программам. А общедоступность снижает ценность любых знаний. Ведь чем большее количество людей будут уметь делать одни и те же вещи, тем ниже будет цениться их деятельность.

Поэтому мой совет вам будет таким: старайтесь чаще экспериментировать с программами обучения, ищите новые способы чему-то научиться и новые способы развить свое мышление. Не полагайтесь только на “дедовские методы” улучшения своих умственных способностей, ибо всегда можно найти что-то более совершенное и идеально подходящее именно вам. Идти по уже протоптанной кем-то дорожке, изучая что-либо, конечно, тоже правильно. Так можно сэкономить время. Но ее, эту дорожу, надо дополнять своими путями, чтобы к некоторым знаниям приходить быстрее других и лучше их понимать. Еще раз напомню вам, что для того, чтобы стать умнее других людей и превзойти их, нужно стараться находить новые идеи своего развития, чтобы делать что-то такое, чего другие люди не делают, когда занимаются своим развитием. В этом смысле самообразование может иметь огромное преимущество над стандартным образованием.

Желание меняться

Ну и последнее, что вам необходимо в себе развивать и постоянно поддерживать – это желание меняться. Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали. Если вы хотите стать умнее, вы должны признать, что сейчас вы недостаточно умны и можете стать лучше, и такое состояние недостаточности будет всегда. В чем-то вы правы, в чем-то нет, что-то знаете, чего-то не знаете, какие вещи делаете хорошо, какие-то плохое – все это не имеет значения. Изменения вам все равно нужны, даже если у вас и так все хорошо. Придерживайтесь убеждения, что хорошее враг лучшего, а не наоборот.

Иногда человеку нужно перешагнуть через свою гордость, через свое Эго, чтобы признать свою неправоту в каком-то вопросе и в связи с этим принять новую точку зрения и благодаря ей измениться. Как это порой тяжело сделать, особенно тем людям, которые очень не любят быть неправыми. Но только признав свою неправоту в том, в чем вы на самом деле не правы, вы можете перейти на следующую ступень развития, открывшись новой позиции, новой точке зрения, новым знаниям. Ведь стать умнее, значит стать другим. А для этого нужно отказаться от себя нынешнего, от того, что вам нравится в себе и к чему вы привыкли. Нужно отказаться и от психологического комфорта, ибо именно он держит нас в ловушке собственной ограниченности. Человеку комфортно, когда он сам и другие люди считают его умным. А если вы умный, то зачем вам что-то в себе менять. Но когда кто-то тыкает человека носом в его грехи, ошибки и заблуждения, то сами знаете, какие чувства это вызывает. Как минимум обиду, а как максимум злость и ненависть. Да, это неприятно, иногда больно, иногда страшно, иногда это приводит человека в бешенство, но это путь к изменениям, которые сделают вас лучше, умнее. Те же ошибки нужны для того, чтобы на них учиться, мы все это знаем, но не всегда следуем этому правилу. Так что иногда надо выбирать между возможностью стать умнее и желанием находиться в комфортной психологической атмосфере. Противоположность комфорту – стресс. Изменение себя – это всегда стресс, в некоторых случаях умеренный, в некоторых изматывающий. И чтобы сознательно подвергать себя ему, необходимо иметь хорошую мотивацию.

Именно благодаря хорошей мотивации вы сможете последовать всем данным мною вам в этой статье советам. Именно мотивация поможет вам взять и сделать то, что мы с вами здесь обсудили, причем без всяких отлагательств, а прямо здесь и сейчас, используя все имеющиеся у вас ресурсы, прежде всего временные. И как я писал в самом начале статьи, если вы хотите стать умнее, то должны понимать, ради чего вам это нужно. Я скажу вам только то, что благодаря своему уму вы можете решить любые проблемы и задачи, понимаете, любые. Все ваши страхи, вся ваша боль, все ваши желания – зависят от вашего ума. Чем умнее вы будете, тем меньше в вашей жизни будет страхов, боли, страданий и тем больше будет радости, счастья и всевозможных благ. Можете в этом не сомневаться.

Статья опубликована: 26.12.2012. Последнее обновление: 08.03.2020

Три способа стать умнее. Доказано наукой!

Почти каждый день появляется какое-нибудь громкое исследование из серии «Регулярный секс увеличивает IQ» или «Потребление морковки делает вас интеллектуальнее».

Но это всё бабушкины сказки, ведь официальная наука по всему миру признаёт только три классических способа оптимизировать свои интеллектуальные возможности.

Физические упражнения

Наше общество — странный предмет. С одной стороны, мы напрямую ассоциируем успешность человека и хорошую физическую форму, связывая фитнес с интеллектом. С другой стороны, есть стереотип, что спортсмены… скажем так, не самые интеллектуально подкованные люди.

Так помогают ли физические упражнения стать умнее? Ответ: да.

Ряд экспериментов доказывает, что физические упражнения напрямую влияют на умственную работоспособность.

Классическое исследование 1975  года, например, выявило, что пожилые люди, играющие в теннис или бадминтон, как правило, проходят когнитивные тесты со значительно лучшими результатами, чем их неспортивные сверстники.

Серия исследований 2010 года показала, что у детей 9–10 лет, которые больше двигаются, лучше память и больше гиппокамп — это именно тот участок головного мозга в форме морского конька, который играет ключевую роль в работе как краткосрочной, так и долгосрочной памяти.

За последние 10 лет было проведено как минимум четыре метаанализа, основанных на официально опубликованных исследованиях, которые пришли к одному выводу: физическая подготовка улучшает интеллектуальные способности.

Прочтите ещё раз этот пункт и осознайте главное: вы можете развить свой интеллект и память, просто достаточно занимаясь спортом.

Обучение музыке

Несколько лет назад на весь мир прогремело исследование, известное как «Эффект Моцарта». Учёный Фрэнсис Раушер и её коллеги пришли к выводу, что если родители играют своим детям музыку Моцарта, даже когда те ещё находятся в утробе матери, то младенцы становятся умнее. Один из американских губернаторов даже предложил выделить $105 тысяч, чтобы каждый ребёнок мог с рождения слушать классическую музыку.

Спустя какое-то время исследование было разгромлено. Одним из скептиков, который заявил, что «эффект Моцарта — это полная чушь», был психолог Гленн Шелленберг из Торонтского университета.

А в 2004 году именно Гленн опубликовал отчёт по исследованию, результаты которого утверждали: «Уроки музыки повышают IQ». В течение 36 недель детей младшего возраста обучали музыке.

«По истечении срока дети из музыкальных групп продемонстрировали значительно более существенное повышение IQ», — пришёл к выводу Шелленберг. Он также заметил, что повышает IQ не прослушивание Моцарта (как утверждала Раушер), а именно обучение музыке и игре на музыкальных инструментах.

Это исследование было процитировано 363 раза в других научных трудах. В 2011 году учёный повторил подобное исследование, и результаты снова подтвердились. До сих пор не было опубликовано ни одного исследования, которое опровергло бы выводы Шелленберга.

Медитативное сосредоточение

Третий способ стать умнее — это медитация. Как это работает?

Психолог Майкл Познер, автор доброй сотни научных трудов, провёл эксперимент, участники которого ежедневно медитировали. Майкл признаётся, что рассчитывал получить эффект от медитаций через несколько месяцев или даже лет. Но, как ни странно, изменения в белом веществе головного мозга были выявлены уже через две недели.

Учёные считают, что медитация — один из лучших способов улучшить когнитивные способности человека, усилить внимательность и концентрацию, расширить объём рабочей памяти.

Исследования Познера подтвердились по всему миру. Китайский учёный Ю-Юань Тэнг добился серьёзного эффекта от медитативного сосредоточения уже через пять дней.

Познер и Тэнг продолжили работу вместе и выяснили:

Техники медитативного сосредоточения не только приводят к тому, что мы становимся умнее и продуктивнее, но и позволяют расслабиться, не впадать в депрессивные состояния и быть более счастливым.

Все эти способы стать умнее хороши не только с точки зрения науки, но и с точки зрения здравого смысла, поэтому занимайтесь спортом, медитируйте и купите себе губную гармошку! 🙂

По материалам книги «Стань умнее»

10 советов как повысить IQ, быть умнее в учёбе и эрудированнее по жизни.

Пожалуй, все мы хотим не только казаться, но и быть действительно умными людьми. Многие считают, что если определенные навыки не заложены в детстве, то потом их уже не обрести. Возможно, доля истины в подобном предположении есть, но только не в этом случае – никогда не поздно стать умным человеком, если есть стремление к этому.

Как стать умным человеком

10 советов как стать умнее и повысить свой IQ

Если вы решили, что пришло время повысить свой уровень интеллекта, то рекомендуем начать этот процесс с учетом некоторых несложных рекомендаций.

  • Тренируйте свою память. Для этого каждый день старайтесь выделять минимум тридцать минут на то, дабы запомнить какой-нибудь стих, ведь, наверняка, в последний раз вы занимались этим еще в школьные годы. Это очень хорошая разминка для ума! Причем вы можете выбирать сначала простые стихотворения, а потом переходить к более сложным. Можно тренироваться в запоминаниях и на списке продуктов – составьте перечень, внимательно прочтите его, положите в сумку и попробуйте в магазине купить все нужное не заглядывая в него. Когда вы решите, что справились с задачей, то загляните в список, дабы убедиться в этом.
  • Периодически пейте кофе – благодаря этому вы сможете дольше пребывать в тонусе, а также сохранить концентрацию. Постарайтесь не перебарщивать с этим напитком – большое количество кофеина приведет к перевозбуждению нервной системы и не позволит думать рационально.
  • Употребляйте «правильные» продукты. В первую очередь обратите внимание на грецкие орехи – они даже всем своим видом намекают на то, что крайне полезны для мозга. Употребляя их в пищу, вы улучшите мозговую деятельность и память. Также немало пользы принесет рыба, которая, как известно богата йодом, а также жирными кислотами омега-3, которые обеспечивают стремительный приток энергии к мозгу.
  • Кроссворды. Казалось бы, что это довольно банально, но обычное разгадывание кроссвордов оказывает вполне стимулирующее действие на мозговую деятельность.
  • Изучение иностранного языка не только принесет вам пользу при путешествиях, но и окажет отличное влияние для развития памяти, что, конечно же, способствует запоминанию большего количества информации, а, следовательно, сделает вас умнее.
  • Знания. Никогда не теряйте возможности получить новые знания – например, если у вас появилось несколько свободных минут, то рекомендуем вам открыть Википедию и прочесть пару случайных статей.
  • Отдых. Периодически давайте отдых вашему мозгу – если несколько часов подряд вы занимались активной умственной деятельностью, то обязательно необходимо отдохнуть хотя бы час. Сделайте несложные физические упражнения или позвольте себе небольшую чашку натурального кофе.

    Не забывайте хорошо высыпаться, ведь именно в период сна мозг обрабатывает информацию, полученную за день. По подсчетам ученых, взрослому человеку вполне хватит в сутки 6-8 часов сна, но не менее того.

  • Попробуйте основывать новый вид деятельности. Это не только будет способствовать отвлечению от рутины, но и заставит ваш мозг приспособиться к ранее незнакомому для него процессу, а значит – тренироваться.
  • Читайте больше книг, и учтите, что чем сложнее будут произведения, тем лучше для вашего мозга.

Как стать умным в учебе

Чтобы добиться репутации самого умного ученика в классе, нужно приложить некоторые усилия. Итак, с чего начать:

1) Внимательно слушайте преподавателя на уроках. Некоторые ученики полагают, что для изучения той или иной темы, достаточно прочесть нужный раздел в учебники. Да, как правило, это дает общие знания, но различные интересные детали вы можете услышать именно от преподавателя. К слову, учителя нередко рассказывают и что-то не имеющее отношения к обязательной школьной программе, однако эта информация впоследствии пойдет вам на пользу и может пригодиться в самый неожиданный момент. К тому же, если вы будете слушать преподавателя на уроках, это существенно сэкономит ваше время – как минимум, вам не придется изучать уже озвученную информацию дома.

2) Всегда делайте домашнее задание. Никогда не стоит игнорировать домашнее задание. Даже если вы полагаете, что заданная тема совсем неинтересна и не пригодится вам в будущем, это не отменяет того, что такие занятия станут замечательной тренировкой для ума. К тому же, вы не можете гарантировать того, что именно эта информация никогда вам не понадобится. Кроме того, одна малозначительная, на ваш взгляд, тема может впоследствии стать основой для более серьезного и необходимого материала, который без проигнорированных вами параграфов будет вам не до конца понятен. Ну и, конечно же, регулярное выполнение домашних заданий обезопасит вас от плохих оценок.

3) Интересуйся и изучай различные науки сверх школьной программы. Школьники и студенты, действительно желающие быть эрудированными, не будут ограничиваться знаниями, которые включены в учебную программу. Изучайте все понравившиеся темы глубже – наверняка, таким образом, вы сделаете немало впечатляющих открытий для себя. Кроме того, более углубленные знания позволят вам получать отличные оценки, а это тоже немаловажно. Впрочем, необязательно детальнее изучать лишь те темы, которые уже имеются в школьной программе. Расширьте свои границы – читайте об интересных исторических фактах, химических и физических опытах. Также рекомендуем ознакомиться с шедеврами классики и высоко оцененными современными произведениями, о которых не упоминалось на уроках литературы.

Как стать самым умным в учебе

4) Читайте книги. Безусловно, это один из самых очевидных вариантов для учеников, желающих повысить свой уровень интеллекта. В первую очередь, вы получите совершенно новую для себя информацию, если речь идет, например, об учебном пособии. Художественная литература также несет немало пользы – стимулирует к размышлениям на ту или иную тему, учит грамотно и красиво строить предложения, существенно обогащает словарный запас. Впрочем, знания – это не единственное, что нам дают книги. Помимо всего прочего чтение книг оказывается отличной тренировкой для памяти, а навык быстрого запоминания впоследствии вам понадобится во многих сферах жизни.

5) Слушайте аудиокниги. Прослушивание аудиокниг прекрасно подойдет тем ученикам, которые загружены сверх меры, и не имеют достаточно времени для того, дабы заниматься чтением. Возможно, вы тренируетесь в спортивном зале – в таком случае параллельно слушайте в наушниках не любимого музыкального исполнителя, а какое-нибудь интересное произведение. Также можно слушать аудиокниги, направляясь в трясущемся автобусе на учебу, совершая пробежку, завтракая и так далее. Для удобства рекомендуем купить электронную книгу или же скачивать понравившиеся произведения на телефон, если его функции позволяют это сделать.

6) Решайте разные задачи по математике и головоломки. Решение различных математических задач и интересных головоломок может стать замечательной тренировкой для ума. Если задания из школьного учебника вам кажутся очень скучными, то обратите внимание на различные увлекательные головоломки, которые можно найти на просторах интернета. Вам просто следует вбить в поисковую систему запрос: «Онлайн головоломки», и попробовать свои силы. Также рекомендует поискать различные развивающие приложения, которые можно скачать на телефон, и заниматься решением неординарных задачек в любую удобную минуту – стоя в очереди в магазине, сидя на автобусной остановке и так далее.

7) Не сдавайся, если с первого раза не вышло. Ошибка многих учеников состоит в том, что они бросают изучение материала, как только натыкаются на некую преграду – например, не понимают ту или иную тему. Если периодически вы сталкиваетесь с тем, что испытываете затруднения с изучением какого-то предмета, то это совсем не повод отказываться от него вовсе – пойдите иным путем! Вполне возможно, что однажды вы не усвоили какую-либо мелочь, и теперь это сказывается на усвоении всего материала. Также не исключено, что ваш преподаватель не достаточно понятно объясняет тему (такое тоже случается!). Попробуйте изучить непонятный параграф с самого начала, не упуская ни одной детали. Если же все равно вы столкнулись с трудностями, обратитесь к репетитору.

Как стать эрудированным человеком

Для начала дадим определение слову «эрудированный». Речь идет о человеке, который способен демонстрировать осведомленность во множестве вопросов, начитанность, хорошую память. Стоит отметить, что далеко не всегда эрудированного человека можно назвать умным, как бы парадоксально это не звучало. Умный человек, постигая какую-то информацию, делает из нее верные выводы, которые воплощает в жизнь (например, узнав о вреде алкоголя, он не станет им злоупотреблять), в то же время эрудированный человек, благодаря своей отменной памяти, может знать все нюансы того или иного вопроса и не более того (например, ему точно известно, что алкоголь вреден, но это вовсе не значит, что он не будет им злоупотреблять).

Эрудированный человек сыплет цитатами, богатыми знаниями в той или иной области и прочей информацией, за счет чего может сложиться впечатление, что он невероятно умен. Стоит отметить, что зачастую так и оказывается, но все же, как мы упоминали, имеют место быть и исключения.

Как вы понимаете, для того, чтобы демонстрировать эрудированность, необходимо не только много читать и смотреть документальных передач, но и активно тренировать память, чтобы запоминать изученный материал.

Как стать эрудированным человеком

Книги, которые помогут стать умнее

1) Ицхак Адизес, «Размышления о личном развитии»

В своей книге автор, являющийся одним из знаменитейших мировых экспертов в вопросах менеджмента и бизнеса, ведет увлекательную беседу с читателем, поднимая тему смысла жизни и глобальных перемен в ней, рассуждая о правильном питании, семейных отношениях, бизнесе и саморазвитии.

2) Дуг Лемов, Кейти Ецци, Эрика Вулвей, «От знаний к навыкам»

Эту книгу можно назвать своеобразным тренажером для ума, с помощью которого можно обрести полезные навыки. Авторы предлагают ознакомиться с перечнем правил, которые повысят эффективность выполнения бытовых дел, помогут быстрее справляться с профессиональными задачами и так далее.

3) Ричард Брэнсон, «Мои правила»

Автор готов поделиться списком правил, благодаря которым он сумел добиться успеха. На страницах своеобразного пособия много юмора и интересных откровений. Отметим, что Брэнсон в свое время был проблемным подростком, бросившим школу, но это не помешало ему стать знаменитым миллиардером. Историей своего успеха бизнесмен готов поделиться с каждым.

4) Джек Льюис, Адриан Вебстер, «Мозг: краткое руководство»

По мнению авторов книги, любой человек, даже будучи взрослым, может кардинально изменить собственное мышление и поспособствовать тому, дабы мозг работал в совершенно ином направлении. Безусловно, впоследствии это даст значительный толчок личностному и умственному развитию.

Формула 33 гена для ума или как стать очень умным человеком

К сожалению, аутизм является весьма распространенным заболеванием, имеющим отношение к патологии нервной системы. Согласно последней информации, каждый шестьдесят восьмой ребенок подвержен проявлениям аутизма. Главными симптомами болезни считаются нелюдимость, проблемы с обучением и общением. При этом весьма сложно считать аутизм типичным заболеванием – если выбрать верный подход, то можно вполне адаптировать ребенка с аутизмом к окружающей среде.

Некоторое время назад ученым удалось обнаружить 33 новых гена, которые имеют отношение к развитию недуга. Как оказалось, каждый ген – результат кропотливого анализа, который включил в себя обработку более 10-ти тысяч ДНК детей, у которых отмечено проявление аутизма, их родителей, а также здоровых детей.

По информации СМИ, изученные 33 гена имеют самое непосредственное отношение к ДНК-составляющей развития патологии. Возникновение болезни происходит не только из-за генетики, но и в связи с некоторым влиянием внутренней и внешней среды. Теперь специалисты работают над тем, чтобы каждый ген связать с отдельными процессами. Вероятнее всего, впоследствии это приведет к тому, что частота расстройства значительно снизиться, а также появятся новые данные о том, как с помощью генетики можно улучшить умственные способности отдельного человека.

10 способов стать умнее — Лайфхакер

Способ 1. Выучить иностранный язык

Дети учат иностранный язык играючи, параллельно общему развитию. Учёные связывают это с особенностями памяти и психики.

Для взрослого же выучить иностранный язык — всегда вызов. И всегда колоссальная польза. Это отличная тренировка для мозга и профилактика ухудшения памяти в старости. А ещё вы сможете общаться с людьми из разных стран и расширять свой кругозор.

Способ 2. Больше читать

Когда нашим родителям нужна была новая информация, они открывали книгу. Поколения Y и Z черпают новые знания в интернете. Объём чтения, возможно, не сократился, но качество нередко страдает. Ведь книги читают вдумчиво и последовательно, а статьи обычно просто скроллят глазами.

Подчините чтение плану: составьте список книг, распределите их по областям знаний и жанрам. Составить такой перечень помогут сервисы вроде Goodreads или Livelib. Затем методично читайте книги одну за другой. Только делайте это правильно – используйте один из методов Мортимера Адлера.

умный кот читает

Способ 3. Обратиться к искусству

Искусство – это не только созерцание. С его помощью можно развивать восприятие и мышление.

Выберите для себя какую-нибудь область культурной деятельности человечества и попытайтесь разобраться в ней. Например, изобразительное искусство. Посещайте выставки, смотрите документальные фильмы, читайте биографии художников. Постепенно вы начнёте разбираться в живописи, а вместе с тем многому научитесь и по-новому посмотрите на общественные процессы.

Способ 4. Смотреть видеолекции

Миллениалы и центениалы проводят много времени в Сети.

Понаблюдайте за собой в течение недели или двух. Сколько часов вы тратите на общение в мессенджерах и прокрутку лент социальных сетей?

Если перенаправить хотя бы половину этого времени на лекции TED, вы сделаете колоссальный скачок в самообразовании. Также хорошие познавательные видео можно найти на YouTube и в iTunes.

Способ 5. Смотреть умные телепередачи

У пользователей Всемирной паутины телевизор нередко ассоциируется со злом. Сегодня даже модно хвастаться: «У нас дома нет телевизора!».

Действительно, качество контента на многих каналах оставляет желать лучшего, но ведь есть и альтернативы. Например, Discovery. Этот телеканал выпускает очень качественные научно-популярные программы, которые легально скачать в Сети невозможно.

Смотрите научные программы на изучаемом иностранном языке — это двойная тренировка мозга.

Способ 6. Играть в видеоигры

Вопреки расхожим суждениям о вреде, компьютерные игры развивают реакцию, фантазию и логическое мышление. Научные исследования показали, что дети, которые играют в видеоигры, получают более высокие оценки, чем сверстники.

Играть в сложные квесты — всё равно что решать головоломки. Игроку приходится в сжатые сроки принимать непростые решения, выбирая линии развития сюжета. И это мощно тренирует мозг.

Способ 7. Решать головоломки

Если видеоигры вам всё же не по душе, купите старый добрый кубик Рубика, танграм или пазл. Как вариант — скачайте умные игры на смартфон.

Головоломки «омолаживают» мозг, развивают память, мышление и усидчивость. А ещё это отличные тайм-киллеры: если увлечься, за решением головоломки можно провести не один час. Что ещё нужно в поезде или самолёте?

головоломки

Способ 8. Заводить новые знакомства

Нетворкинг не только помогает строить карьеру, но и развивает память на имена и лица.

К тому же новый человек всегда является источником новых знаний. Общение с умным собеседником, даже виртуальное, обогащает вас духовно и интеллектуально.

Способ 9. Высыпаться

Абсолютным большинством исследований доказано: здоровому взрослому человеку необходимо спать 8 часов. Причём в темноте, комфорте и без посторонних шумов. Эти факторы сказываются на качестве сна.

Связь между хорошим сном и аналогичной умственной деятельностью тоже доказана. Прочтите наш лонгрид о сне, чтобы развеять последние сомнения.

Недосып губителен для мозга.

Из-за торможения нейронных процессов в теменной доле возникают проблемы со скоростью реакции, а при замедлении работы префронтальной коры начинаются проблемы со зрением и формулированием мыслей.

Способ 10. Перейти на здоровое питание

Авокадо, сёмга, черника, овсянка — существует множество продуктов, стимулирующих мозговую деятельность и предотвращающих ухудшение памяти.

Обогатите свой рацион фруктами, овощами, зеленью, злаками и морепродуктами, откажитесь от холестериновых вкусняшек, и вы почувствуете, что ваш мозг выходит на новые мощности.

Работникам интеллектуального фронта в течение дня рекомендуется пить больше жидкости. И лучше кофе чередовать с зелёным чаем и минеральной водой.

Как проблемы помогут вам стать умнее

Константин Шереметьев

Видный русский учёный с 20-летним стажем, доктор наук, исследователь работы интеллекта, основатель проекта «Интеллектикс» и автор книг «Совершенный мозг: как управлять подсознанием» и «Интеллектика. Как работает ваш мозг».

Что такое ум?

Каждому хочется, чтобы его считали умным человеком. И мы начинаем с самого главного вопроса. Что такое ум и как он проявляется?

Человек отличается от животных тем, что имеет интеллект. Интеллект — это способность достигать цели путём самоизменения. Другими словами, когда вы хотите чего-либо достичь или мечтаете что-либо получить, то работает ваш интеллект. Интеллект определяет, насколько ваши желания осуществимы и что надо сделать, чтобы их исполнить.

Если желание легко исполнить, например, вы хотите пить, а рядом стоит стакан с водой, то вы берёте стакан и пьёте. Ума для этого не нужно. Также не нужен ум, когда вы чистите зубы, одеваетесь, закрываете дверь и совершаете любые другие стереотипные действия.

Ум нужен, если возникают какие-либо трудности. Например, хотите зайти к себе домой и вдруг обнаружили, что забыли ключ, то вот тут включается ум. Или хотите купить что-нибудь, но не хватает денег — опять включается ум.

Ум — это составляющая часть интеллекта, которая необходима для решения задач.

Для работы ума требуются определённые условия, о которых мы ниже будем говорить подробно. Но сначала скажем о часто встречающейся ошибке, которую делает большинство людей. Когда умным человеком называют того, кто много чего помнит, и поэтому хорошо решает кроссворды или побеждает во всяких викторинах.

Люди с хорошей памятью могут быть умными, а могут не быть. Ум — это способность решать задачи. Но не учебные задачи, которые решают в школе, а реальные задачи. Те, которые встречаются в повседневной жизни.

Чтобы понять, умный вы человек или нет, нужно запомнить первое правило:

Результат работы интеллекта — это изменение материального мира.

Это означает, что не имеет никакого значения, сколько сведений вы помните или какие школьные задачи вы умеете решать. Это неважно. Важно только то, как вы живёте.

Вы умный человек, если вы сами можете обеспечить себе достойную жизнь:

  • вы бодры и энергичны;
  • нормально питаетесь и отдыхаете;
  • следите за своим здоровьем;
  • имеете хорошие отношения с окружающими;
  • вас окружает работающая техника и так далее.

Поэтому если вы решаете развивать ваши умственные способности, то есть очень простой критерий определить, получается это у вас или нет.

Если ваши материальные возможности начинают расти. То есть вы реально что-то производите, увеличиваете свой доход, занимаете более высокий пост, приобретаете новые вещи, ездите в новые места, приобретаете новых друзей. Это значит, что вы реально становитесь умнее.

Но часто люди, просто поняв что-то, считают, что они стали умнее. Например, если вы просто прочитаете эту книгу и поймёте её, то умнее не станете. Ум определяется по вашему поведению.

Как быстро отличить умное поведение от глупого?

Возьмём самый простой случай. Человек на морозе. Для человека комфортная температура окружающей среды — около 24 градусов. Если температура начинает падать, то ему становится некомфортно. Если же становится совсем холодно, то можно и замёрзнуть.

Так вот, задача ума состоит в том, что как только температура стала уменьшаться, нужно что-то сделать. Чтение книг и просмотр телевизора — это, может, и хорошо, но согреться они не помогут. Ум проявляется в тот момент, когда человек встречается с проблемой.

jamelah e./Flickr.comjamelah e./Flickr.com

Умный человек начинает что-то делать, чтобы температура повысилась. Вариантов много, но все они связаны с материальными действиями:

  • закрыть окно;
  • одеться потеплее;
  • включить обогреватель;
  • развести костёр;
  • зайти в тёплое место.

Причём в данной ситуации ум легко измерить в градусах. По Цельсию. Чем ниже температура, тем больший ум нужен, чтобы выжить.

В кинофильме «Служебный роман» звучит песня «У природы нет плохой погоды». Это правильно. Нет плохой погоды, есть несоответствующая одежда. Ум как раз и определяет, какая одежда нужна. Замёрзли — виноваты сами.

Чем холоднее, тем серьёзнее надо подумать. Если вы космонавт, то при выходе в открытый космос вашему уму придётся справиться с нулём по Кельвину. Для этого как минимум нужно надеть скафандр.

Можно, конечно, заорать изо всех сил: «Ой, мороз, мороз, не морозь меня…» — и прыгнуть в открытый космос. Но вот просить мороз о чём бы то ни было признаком ума не является. Для детей просьбы к Деду Морозу вполне естественны, а вот для взрослых и умных людей уже нет.

Поэтому умным человеком можно назвать только того, в результате действий которого появляется материальный результат. В противном случае ума нет.

Если же вы только читаете умные книги и пытаетесь умно рассуждать, то никакого умственного развития у вас не происходит. Вы занимаетесь самообманом.

Более того, начинает работать общий биологический закон: если орган не тренируется, то он атрофируется. Поэтому если вы не тренируете ваши мышцы, то они становятся вялыми и дряблыми. Точно так же с вашим умом: если вы его не развиваете, то вы глупеете.

Проверять, не поглупели ли вы, можно точно так же по этому критерию. То есть если у вас почему-то снижается уровень здоровья, радости от жизни, уровень доходов и так далее, то вы начали глупеть.

Косвенным признаком глупости являются жалобы на внешние обстоятельства. Например, если у вас становится меньше денег, а вы жалуетесь на кризис. Это явный признак глупости, потому что ум как раз включается при возникновении некоторой проблемы. Кризис — это проблема, поэтому нужно включать ум, чтобы сообразить, как зарабатывать деньги в кризис.

Оценить ваш ум очень легко. Оглянитесь вокруг себя:

Всё, что вас окружает, — это отражение вашего ума.

Насколько умным надо быть?

Возникает вопрос, насколько умным надо быть. Чем сложнее ваша жизнь, тем вы должны быть умнее. А вообще, насколько сложна жизнь?

Возможно, я вас огорчу, но жизнь реально сложна. Именно поэтому у вас есть ум, чтобы решать жизненные проблемы. Если вы решаете их слабо или вообще не решаете, то ваш ум не развит.

Теперь я вас обрадую. Ум, как и любой орган в организме, можно развивать. Поэтому если у вас сейчас что-то в жизни не ладится, то вполне реально развить свой ум и жизнь наладить. Как это сделать?

Шанс для развития ума даёт некоторая жизненная проблема. Сама по себе проблема ничего не говорит о вашем уме. Например, если вас уволили, то нельзя сказать, умный вы или нет. Потому что у вас просто возникла некоторая трудная ситуация. Причина может никак от вас не зависеть: кризис, фирма обанкротилась, сокращение штата и так далее.

А вот через некоторое время уже можно точно оценить ваш ум по тем результатам, которые вы получили. Если вы нашли работу с тем же или более высоким уровнем дохода, то с умом у вас всё в порядке.

Stokkete/Shutterstock.comStokkete/Shutterstock.com

Если же вы нашли менее хорошую работу или не нашли никакой, то это говорит о том, что у вас слабый ум.

Всё в природе направлено на рост и развитие. С умом то же самое. Человек хочет каждый день ощущать в себе что-то новое, духовно расти, покорять новые вершины. Жизненные проблемы помогают в этом. Чем больше у вас проблем появляется в жизни, тем быстрее будет развиваться ваш ум.

Развивать умственные способности — это естественно, легко и приятно. Нужно только реально смотреть на себя и понимать, умнеете вы или нет.

У вас всё хорошо, если:

  • Вы чувствуете, что ваша жизнь подчиняется рулю, и этот руль в ваших руках. Когда хотите — вы жмёте на газ, когда хотите — останавливаетесь и отдыхаете на травке.
  • Вы можете иметь своё мнение и даже спокойно сказать его. И вас не очень трогает, если у других мнение другое. Вам совершенно не нужно срочно переубедить ошибающегося товарища. Группу товарищей. Всех ошибающихся товарищей.
  • В вашей жизни нет людей, присутствие которых вам приходится терпеть. А если они и появляются, то очень быстро вы их ссаживаете на ближайшей остановке. Ведь вам с ними не по пути.
  • Вы знаете, что в любой момент можете свернуть с дороги и даже, если захочется, поехать в обратную сторону. Мнение других по поводу вашего маршрута вам не особо интересно, и долго выслушивать его вы не будете.

Подведём итог:

Если у вас есть материальный результат, то вы умный человек. Если у вас нет материального результата, то вы глупый человек. 

Отсюда следствие:

Для того чтобы развивать умственные способности, нужно увеличивать материальный результат ваших действий. 

И теперь отвечаю на главный вопрос: как всё-таки стать умным? Существует только один путь. Так как ум предназначен для решения жизненных проблем, то для тренировки ума вы должны начать решать ваши жизненные проблемы.

Solis Images/Shutterstock.comSolis Images/Shutterstock.com

Подчёркиваю, проблемы ВАШЕЙ жизни. Не учебные задачи, не выдуманные проблемы, не вопросы сборной по футболу, а именно свои жизненные проблемы. Те, с которыми сталкиваетесь каждый день.

Здесь полная аналогия с тренировкой мышц. Как развить бицепс? Дать нагрузку на бицепс. Как развить ум? Дать нагрузку на ум.

Узнать подробнее о книге «Как стать умнее»

На правах рекламы

11 простых советов, как стать умнее и успешнее

Как стать умным человеком