Инфляция в россии в 2020 году официальные данные цб: Что такое инфляция | Банк России

Содержание

Что такое инфляция | Банк России

Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией.

Индекс потребительских цен как показатель инфляции


Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики — индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения — простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.


Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.


Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.

Особенности российской потребительской корзины


В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. — 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь — урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.


Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.


Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы — около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.

Факторы инфляции


Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изме

Инфляция в России в первые месяцы 2020 года прогнозируется на уровне 3,5-4% — Экономика и бизнес

МОСКВА, 6 сентября. /ТАСС/. Инфляция в России в первые месяцы 2020 года прогнозируется на уровне 3,5-4%. Об этом заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина в пятницу на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров.

«Годовая инфляция уже приблизилась к 4%. Мы оцениваем, что по итогам года она сложится в диапазоне 4-4,5%. При этом в первые месяцы следующего года инфляция прогнозируется в интервале 3,5-4%», — сказала она.

По словам Набиуллиной, в основном это будет связано с тем, что эффект повышения НДС выйдет из расчета годовой инфляции. «Это можно назвать чисто техническим фактором. Устойчивые тенденции говорят о формировании инфляции вблизи 4%», — резюмировала она.

Ранее совет директоров Банка России впервые с 2014 года понизил ключевую ставку на 25 б. п. — до уровня 7% годовых на фоне замедляющейся инфляции. ЦБ РФ также не исключил дальнейшего понижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний. Помимо этого, регулятор снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,2-4,7% до 4,0-4,5%.

Ослабление рубля 

Ослабление рубля, произошедшее в августе, может добавить инфляции 0,1-0,2 процентного пункта (п. п.) до конца 2019 года.

«Курсовая динамика, в принципе, оказывает влияние на инфляцию, хотя коэффициент переноса у нас сильно снизился — мы его сейчас оцениваем даже меньше 0,1%. Поэтому колебания курса в течение года были разнонаправленные», — сказала Набиуллина.

«Некоторое влияние произошедшего ослабления курса [рубля] может быть в следующем месяце, мы учитываем это в нашем прогнозе. По нашей оценке, это — от 0,1 до 0,2 [п. п.] до конца года», — отметила глава ЦБ.

После объявления ЦБ о снижении ключевой ставки курс доллара по состоянию на 13:35 мск опустился на 0,11% — до 65,91 рубля, а курс евро — на 0,07%, до 72,68 рубля. С начала августа наблюдалось некоторое ослабление российской валюты.

Рост кредитования

Банк России прогнозирует рост кредитования организаций на 7-10%, населения — на 15-20% по итогам 2019 года. 

«Наряду со снижением процентных ставок происходит смягчение неценовых условий в части сроков и объема. Смягчение денежно-кредитных условий, как ценовых, так и неценовых, способствует расширению кредитования. Кредитование организаций, по нашим оценкам, в этом году вырастет на 7-10%, а населения — на 15-20%», — отметила Набиуллина.

При этом она отметила, что, хотя расширение кредитования оказывает заметную поддержку росту потребления, что положительно сказывается на росте ВВП, «кредит не может быть основным драйвером роста спроса». «В условиях стагнации доходов населения рост потребления будет оставаться слабым. В этом году мы ожидаем его в интервале 1-1,5%», — пояснила она.

Рост потребительского кредитования в России в июле 2019 года по отношению к тому же периоду годом ранее составил 7,6%, рост показателя в июле 2018 года по сравнению с июлем 2017 года составил почти 36%.

Потребкредитование в России

Потребительское кредитование в России на фоне принятых мер Банка России будет расти темпами около 10% в год, ипотека — 20%, добавила Набиуллина.

«Мы оцениваем динамику потребительского кредитования где-то на уровне 10%. Я уже сказала, что в целом — 10-15%. Ипотека, мы считаем, будет расти около 20%, а потребительское кредитование — около 10%. Оно снизится под влиянием прежде всего наших макропруденциальных мер», — сказала она.

При этом Набиуллина добавила, что меры ЦБ принимаются «с таким расчетом, чтобы обеспечивалось плавное снижение темпов прироста потребительского кредитования».

Комментируя различия прогнозов ЦБ и Минэкономразвития по приросту потребительского кредитования, Набиуллина заявила, что министерство использует «нереалистичные» показатели.

«Действительно, у нас [ЦБ и Минэкономразвития] есть различия в оценке инфляции на этот год и на следующих год <…> Что касается прогноза на следующих год, по нашему анализу, в прогнозе Минэкономразвития по инфляции прежде всего учтена динамика потребительского кредитования, которая, на наш взгляд, является нереальной, нереалистичной. 4% — это нереалистичная, на наш взгляд, динамика потребительского кредитования», — заявила она.

Пересмотр диапазона нейтральной ставки

Банк России допускает возможность пересмотра диапазона нейтральной ставки, однако необязательно, что такая переоценка произойдет, сообщила Набиуллина.

«Что касается диапазона нейтральности <…> Возможность пересмотра есть, но необязательно он будет. Мы просто хотели подчеркнуть, потому что мы вошли именно в эту зону нейтральности, которую оценивали раньше», — сказала она.

Нейтральная ставка ЦБ РФ оценивается в диапазоне 6-7%.

Распродажа ОФЗ 

Банк России не ожидает распродажи облигаций федерального займа (ОФЗ) в случае достижения ключевой ставки нейтрального уровня, заявила глава ЦБ. Она отметила, что сейчас ставка находится в области нейтральности, а определение конкретной точки достижения нейтрального уровня неосуществимо.

«Нет, мы не ожидаем», — сказала она, отвечая на вопрос, вызовет ли достижение ставкой нейтрального уровня распродажу инвесторами ОФЗ.

«Мы вошли в область нейтральной ставки, она широкая, и я боюсь, что мы никогда не сможем сказать точно, что ставка нейтральная в данный момент, мы не сможем назвать точку, мы где-то находимся в этой области, — пояснила глава ЦБ. — Для нас очень важно смотреть, что уровень ставки обеспечивает инфляцию на уровне 4% на базе нашего прогноза. Еще раз повторю, что это некоторая условность — уровень нейтральности».

В новость были внесены изменения (16:46 мск)добавлена информация по тексту.

Инфляция в России по годам: 1991

December 30th, 2019 Автор

Инфляция в России (как и в любой другой стране) является одним из важнейших макроэкономических показателей.

Представляет собой повышение общего уровня цен на товары и услуги за определённый период времени.

В РФ официальная инфляция рассчитывается Росстатом.

 

Для этого используется потребительская корзина, в состав которой входят сотни наименований различных товаров и услуг.

Её структура пересматривается ежегодно.

Инфляция в России по годам: 1991 – 2020 (данные Росстата, в процентах)

1991г. – 160,4

1992г. – 2508,8

1993г. – 840,0

1994г. – 214,8

1995г. – 131,6

1996г. – 21,8

1997г. – 11,0

1998г. – 84,5

1999г. – 36,6

2000г. – 20,1

2001г. – 18,8

2002г. – 15,06

2003г. – 11,99

2004г. – 11,74

2005г. – 10,91

2006г. – 9,0

2007г. – 11,87

2008г. – 13,28

2009г. – 8,8

2010г. – 8,78

2011г. – 6,1

2012г. – 6,58

2013г. – 6,45

2014г. – 11,36

2015г. – 12,9

2016г. – 5,4

2017г. – 2,5

2018г. – 4,3

2019г. – 3,0

Таким образом, максимального значения инфляция в РФ достигла в 1992г.

Исторический минимум был зафиксирован в 2017г.

Официальная инфляция в России с начала 2020г. (по данным Росстата) составляет 2,9%.

Читайте также:
Инфляция в США по годам
ВВП России по годам. Объем и динамика
Золотовалютные резервы России

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Инфляция в России в 2020 году, прогнозы, официальные данные ЦБ

Инфляция – неотъемлемая часть экономической системы любой страны. Этот процесс подразумевает увеличение цен и понижение платежной стоимости валюты. При снижении количества продукции в стране, а также приросте денежной массы происходит повышение стоимости на товары. Какая ожидается инфляция в России в 2020 году — этот вопрос уже начинают задавать и простые люди, а эксперты тщательно приступили к исследованию данной темы.

Виды инфляции

Повышение цен нельзя назвать стабильным, размеренным. В зависимости от ситуации в стране, а также товарооборота, инфляция может быть следующих видов:

  • Умеренная инфляция. Преобладает в развитых или активно развивающихся странах. По статистике, её норма составляет до 10% в год. Этим видом инфляции можно управлять.
  • Галопирующая, нестабильная инфляция. Имеет чрезвычайно разрозненные показатели от 10 до 200%. Контроль процесса возможен, но крайне сложен. Необходимо внести корректировки в экономическую систему во избежание кризиса.
  • Гиперинфляция. Представляет огромную угрозу для экономики страны. Изменение цен происходит ежедневно, показатель инфляции за год варьируется от 500 до 1000%. Наблюдается обеднение населения, а также крах экономической системы.

Каждый из видов представляет угрозу, но если процесс контролируется, экономическая система будет в полном порядке.

Методы сдерживания уровня инфляции ЦБ РФ

Центральный банк России осуществляется контроль инфляции по установленным ставкам. При помощи основной процентной ставки удается сдерживать инфляционный уровень.

Как это осуществляется? Центробанк кредитует коммерческие банки по низкой ставке, последние, в свою очередь, дают потребительские кредиты по невысоким процентам. Количество денег, попадающих в оборот, существенно возрастает.

Если ставку повысить, то большинство средств будет выведено из оборота, процесс инфляции будет остановлен.

Прогнозируемая ЦБ инфляция

Согласно данным Центробанка, инфляция на 2020 год составит около 4%. Рост цен начал отмечаться еще в ноябре 2018 года, именно отсюда берет начало сам процесс. В 2019 году, по причине увеличения ставки НДС, ожидается прирост инфляции до 5,5%. Но, в 2020 году, ближе к началу второго полугодия ситуация стабилизируется и уровень инфляции не будет превышать 4%.

Реальный уровень инфляции

Информация, в которой содержатся прогнозы об инфляции, называется номинальной. Но существует понятие реальной инфляции, которую на себе ощущает население. Как правило, различие показателей между номинальной и реальной инфляцией составляется минимум 50%.

Именно по этой причине правительство производит индексирование пенсий и различных пособий. По этой индексации можно более точно представить уровень реальной инфляции.

При падении роста цен происходит процесс дефляции. Он также негативно отображается на экономической системе. Процесс сопровождается падением товарооборота, снижается производственный потенциал, происходит сокращение рабочих мест. Поэтому приемлемым уровнем инфляции в год считается показатель в 1-2%.

Прогнозы Минэкономразвития в процентах

Согласно прогнозам Минэкономразвития, ситуация в 2020 году должна быть весьма стабильной.

В отличие от данных Центробанка, уровень инфляции в 2020 году, согласно прогнозу МЭР, должен составить 3,8%. Как отмечалось ранее, показатели приобретут стабильность во второй половине данного года.

Аналитика прогноза роста цен

Первые шесть месяцев 2020 года пройдут весьма напряженно. Ожидается существенное повышение цен (практически в два раза), увеличение стоимости коммунальных услуг и т.д. После этого ситуация приобретет более стабильный показатель, начиная с июля 2020 года.

Существует несколько разные понятий, а именно инфляция и девальвация, которые схожи по значению, но разные по существу.

Инфляция – удешевление государственной валюты в пределах страны (в данном случае – рубль). Но если происходит удешевление валюты на международном рынке, этот процесс именуется девальвацией.

Если рост цен останавливается, нужно создать условия, в которых будет уменьшен товарооборот. Таким образом, повышается спрос на оставшиеся товарные единицы и деньги снова входят в оборот.

После вынужденной остановки товарооборота, экономическая ситуация стабилизируются, равновесие между количеством продукции и деньгами восстанавливается.

Но вернемся к прежней теме. Согласно прогнозу роста цен россиянам придется достаточно туго лишь первые полгода. Ближе к завершению первого полугодия ожидается плавное, но стабильное снижение цен. Новая стоимость продукции окончательно закрепиться во 2-3 месяце второго полугодия.

Официальные данные Росстата

Расчет инфляции Росстатом осуществляется по потребительской корзине. Для расчетов используются разные классификации:

  • Для прогноза роста инфляции за год, нужно учитывать развернутую потребительскую корзину, в которую входят более пятисот товаров и оказываемых услуг;
  • Чтобы рассчитать недельную инфляцию, нужно взять в учет только продукцию, не менее 83 видов;
  • Чтобы рассчитать прожиточный минимум, нужно взять наименьшую потребительскую корзину, содержащую только 33 товара.

Инфляция – процесс, без которого экономический устрой любой страны, может подвергнуться разрушению. Но при активном росте цен наблюдается стабильность доходов россиян. Иными словами, уровень заработной платы не меняется, что является серьезной проблемой.

Прогнозы Росстата

Росстат полностью поддерживает расчеты Минэкономразвития и считает, что в 2020 году уровень инфляции составит всего 4%. В 2019 году, ближе к завершению второго полугодия, показатели дойдут до 5,5% и будут держаться всю первую половину 2020 года. Но, начиная с июля месяца, уровень должен стабилизироваться на 4%.

В ЦБ спрогнозировали пик годовой инфляции

https://ria.ru/20200522/1571839392.html

В ЦБ спрогнозировали пик годовой инфляции

Пик годовой инфляции в России в 2020 году ожидается летом, без проведения мягкой денежно-кредитной политики инфляция в РФ может быть ниже 4% в 2021 году,… РИА Новости, 22.05.2020

2020-05-22T13:54

2020-05-22T13:54

максим решетников

эльвира набиуллина

центральный банк рф (цб рф)

экономика

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/04/0a/1569882626_0:87:2767:1643_1400x0_80_0_0_02189994e00189b35d9f59d8a88a0520.jpg

https://realty.ria.ru/20200522/1571838854.html

https://ria.ru/20200522/1571838741.html

https://ria.ru/20200522/1571836196.html

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/04/0a/1569882626_0:87:2767:1643_1400x0_80_0_0_02189994e00189b35d9f59d8a88a0520.jpg

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/04/0a/1569882626_81:0:2686:1954_1400x0_80_0_0_48ca792ba54130440ddc8305c661ea00.jpg

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/04/0a/1569882626_407:0:2361:1954_1400x0_80_0_0_3456bd6a6b122b736634c7937a8d5cfa.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

максим решетников, эльвира набиуллина, центральный банк рф (цб рф), экономика

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости. Пик годовой инфляции в России в 2020 году ожидается летом, без проведения мягкой денежно-кредитной политики инфляция в РФ может быть ниже 4% в 2021 году, сообщила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции в пятницу.

Согласно официальному прогнозу ЦБ, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция в РФ составит 3,8–4,8% по итогам текущего года и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина во время пресс-конференции

22 мая, 13:43

ЦБ поддерживает продление программы льготной ипотеки под 6,5%

«Напомню, что наш прогноз по инфляции 3,8–4,8% на конец года, то есть этот интервал, мы пока допускаем, что инфляция может быть и ниже 4%, но безусловно, есть еще большая неопределенность относительного того, как будет дальше развиваться ситуация», — рассказала она.

Она подчеркнула, что Банк России в будущем видит превалирование дезинфляционных факторов. «Но при этом надо учитывать и тот рост цен, который уже случился, также ограничения предложения, которые есть, — не только ограничения спроса, но и ограничения предложения в результате ограничительных мер. Также эффект того смягчения денежно-кредитной политики, которое мы уже провели, бюджетные меры поддержки, — все это мы будем учитывать с тем, чтобы уточнять, если будет необходимо, наш прогноз по инфляции к концу года», — указала она.

Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина22 мая, 13:42Ситуация с курсами валют и ценами на нефтьВ ЦБ отметили сокращение розничного кредитного портфеля банков

«Но что я хотела бы подчеркнуть. Без проведения мягкой денежно-кредитной политики, как сейчас, по нашим оценкам, инфляция в 2021 и 2022 году может быть ниже 4%. Поэтому мы и проводим мягкую денежно-кредитную политику. И когда пик инфляции может быть, годовой инфляции, — мы думаем, что это где-то будет летом», — сказала она.

Ранее на этой неделе министр экономического развития Максим Решетников сообщил, что инфляция в России по итогам текущего года не превысит 4%.Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина

22 мая, 13:32

В ЦБ отметили сохранение интереса к российским ОФЗ со стороны иностранцев

Центробанк ожидает дальнейшего роста годовой инфляции в России

https://ria.ru/20200518/1571641408.html

Центробанк ожидает дальнейшего роста годовой инфляции в России

Банк России ожидает дальнейшего роста годовой инфляции в РФ после ускорения показателя в апреле до 3,1%, однако по мере исчерпания краткосрочных проинфляционных РИА Новости, 18.05.2020

2020-05-18T20:45

2020-05-18T20:45

распространение нового коронавируса

коронавирус в россии

коронавирус covid-19

федеральная служба государственной статистики (росстат)

центральный банк рф (цб рф)

экономика

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/03/14/1568905907_0:150:2784:1716_1400x0_80_0_0_b9563b27c91f12b43d023282a4ea0505.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/03/14/1568905907_0:150:2784:1716_1400x0_80_0_0_b9563b27c91f12b43d023282a4ea0505.jpg

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/03/14/1568905907_93:0:2568:1856_1400x0_80_0_0_e52b835539adb277a31a32ec89757eaa.jpg

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/03/14/1568905907_402:0:2258:1856_1400x0_80_0_0_754d937e4c44f4d9aaeb13b7619d8840.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

коронавирус в россии, коронавирус covid-19, федеральная служба государственной статистики (росстат), центральный банк рф (цб рф), экономика

МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Банк России ожидает дальнейшего роста годовой инфляции в РФ после ускорения показателя в апреле до 3,1%, однако по мере исчерпания краткосрочных проинфляционных эффектов преобладающим фактором станет дезинфляционное влияние снижения спроса из-за введения в стране ограничительных мер по борьбе с эпидемией коронавируса, говорится в информационно-аналитическом комментарии регулятора.

По данным Росстата, в апреле 2020 года годовая инфляция составила 3,1%, что на 0,6 процентного пункта выше, чем в марте. В ЦБ отметили, что ускорение текущего роста цен носит временный характер и это связано с повышенным спросом на продукты питания и предметы первой необходимости в условиях введения в российских регионах режима самоизоляции, а также с произошедшим в первом квартале ослаблением рубля.

«В дальнейшем вероятно повышение годовой инфляции, в том числе вследствие выхода из расчета низких значений лета-осени 2019 года. В то же время по мере исчерпания краткосрочных проинфляционных эффектов преобладающим фактором станет дезинфляционное влияние снижения внутреннего и внешнего спроса вследствие ограничительных мер по борьбе с эпидемией коронавируса», — сказано в документе.

Согласно официальному прогнозу ЦБ, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция в РФ составит 3,8–4,8% по итогам текущего года и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Последние данные о ситуации с COVID-19 в России и мире представлены на портале стопкоронавирус.рф.Как правительство и ЦБ помогут населению и бизнесу пережить пандемию

19 марта, 12:27

Коронавирусу вопреки: как государство поддержит население и бизнес

ЦБ ожидает дальнейшего роста годовой инфляции

https://ria.ru/20200715/1574402006.html

ЦБ ожидает дальнейшего роста годовой инфляции

Банк России по-прежнему ожидает дальнейшего постепенного повышения годовой инфляции до конца года вследствие выхода из расчета низких значений второго полугодия РИА Новости, 15.07.2020

2020-07-15T18:02

2020-07-15T18:02

эльвира набиуллина

федеральная служба государственной статистики (росстат)

центральный банк рф (цб рф)

экономика

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/03/14/1568905907_0:150:2784:1716_1400x0_80_0_0_b9563b27c91f12b43d023282a4ea0505.jpg

https://ria.ru/20200701/1573715563.html

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/03/14/1568905907_0:150:2784:1716_1400x0_80_0_0_b9563b27c91f12b43d023282a4ea0505.jpg

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/03/14/1568905907_93:0:2568:1856_1400x0_80_0_0_e52b835539adb277a31a32ec89757eaa.jpg

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/03/14/1568905907_402:0:2258:1856_1400x0_80_0_0_754d937e4c44f4d9aaeb13b7619d8840.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

эльвира набиуллина, федеральная служба государственной статистики (росстат), центральный банк рф (цб рф), экономика

МОСКВА, 15 июл — РИА Новости. Банк России по-прежнему ожидает дальнейшего постепенного повышения годовой инфляции до конца года вследствие выхода из расчета низких значений второго полугодия 2019 года, говорится в информационно-аналитическом комментарии регулятора.

По данным Росстата, годовая инфляция в России в июне ускорилась до 3,2% с майских 3%, в апреле показатель находился на уровне в 3,1%,

«До конца года вероятно постепенное повышение годовой инфляции вследствие выхода из расчета низких значений второго полугодия 2019 года», — говорится в документе.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в середине июня говорила, что из-за эффекта низкой базы прошлого года могут повышаться показатели годовой инфляции. При этом пик годовой инфляции в стране может быть в феврале 2021 года.

Банк России в апреле дал прогноз по инфляции на конец года в 3,8-4,8%, однако уже в конце июня уточнил его, отметив, что ориентироваться стоит на нижнюю границу диапазона.

Здание Центрального банка России в Москве

1 июля, 02:08

ЦБ возобновляет инспекционные проверки банков

Экономика России — ВВП, инфляция, ИПЦ и процентная ставка

Россия Экономический рост

В этом месяце экономические перспективы ухудшились, поскольку экономика все еще находится в тисках кризиса здравоохранения, связанного с Covid-19. Внутренний спрос готов к резкому сокращению на фоне падающей инвестиционной активности и сокращения расходов домашних хозяйств, в то время как истощенный внешний спрос должен подорвать экспорт. Политическая неопределенность на фоне продолжающейся конституционной реформы еще больше омрачает перспективы.Эксперты FocusEconomics прогнозируют сокращение ВВП на 4,9% в этом году, что на 0,2 процентных пункта ниже прогноза прошлого месяца. В 2021 году ожидается рост экономики на 3,2%.

Обзор экономики России

Обзор экономики России

После распада Советского Союза первое десятилетие перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике было катастрофическим для России: номинальный валовой внутренний продукт (ВВП) упал с 516 миллиардов долларов США в 1990 году до долларов США. 196 миллиардов в 1999 году, что представляет собой падение более чем на 60%.Пытаясь справиться с экономическими потрясениями и следовать рекомендациям МВФ, советское правительство начало приватизировать многие российские отрасли промышленности в 1990-х годах. Однако важным исключением были энергетический и оборонный секторы.

Девальвация российского рубля в 1998 году — после финансового кризиса, известного как кризис рубля — вместе с непрерывной тенденцией к росту цен на нефть в период с 1999 по 2008 год стимулировали экономику России, сильно зависящую от экспорта энергетического сектора — расти в среднем на 7% в год.Россия оказалась в числе наиболее пострадавших от глобального экономического кризиса 2008–2009 годов: в 2009 году экономика упала на 7,8% из-за резкого падения цен на нефть и истощения иностранных кредитов. Экономический спад был самым резким с 1994 года, но не было нанесено долгосрочного ущерба из-за активной и своевременной реакции правительства и Центрального банка, оградившей ключевые секторы экономики, в частности банковский сектор, от последствий кризиса. В результате экономика России снова начала расти и увеличилась 4.5%, 4,3% и 3,4% в 2010, 2011 и 2012 годах, соответственно, прежде чем замедлиться до 1,3% в 2013 году и 0,6% в 2014 году.

Российская экономика пережила два крупных шока в 2014 году, едва избежав рецессии с умеренным ростом на 0,6 %. Первым шоком стало резкое падение цен на нефть в третьем и четвертом кварталах 2014 года, продемонстрировав крайнюю зависимость России от глобальных товарных циклов. После колебания в узком диапазоне около 105 долларов США за баррель в период с 2011 по 2013 год цены на сырую нефть на конец 2014 года составили менее 60 долларов США за баррель.Вторым шоком стали экономические санкции в результате геополитической напряженности, которые негативно повлияли на аппетит инвесторов к российским инвестициям. Отток капитала и высокая инфляция усугубляют экономические проблемы России, поскольку в экономике было зафиксировано самое резкое сокращение с 2009 года, сократившись на 3,7% за полный 2015 год. Прогнозы указывают на то, что в 2017 году наступит конец рецессии.

Инфляция быстро снижается с августа 2015 г., когда он достиг пика в 15,8%. Вместе с падением инфляции были снижены кредитные ставки Центробанка.Российские облигации и акции демонстрируют хорошие результаты по сравнению с облигациями других развивающихся стран, а умеренное восстановление цен на нефть укрепило экономические настроения.

Учитывая, что цена на нефть марки Urals в 2016 году составит в среднем 38 долларов США за баррель, Центральный банк ожидает, что в этом году экономика сократится на 0,3% — 0,7%, что меньше предыдущей оценки Банка, согласно которой экономика сокращалась на 1,3%. % и 1,5%. Банк ожидает, что экономика будет расти темпами от 1.1% и 1,4% в 2017 г. при средней цене на нефть марки Urals 40 долл. США за баррель. Ранее Банк ожидал, что цена на нефть марки Urals составит в среднем 35 долларов США за баррель, и прогнозировал рост экономики в диапазоне от минус 0,5% до плюс 0,5% в 2017 году.

После обвала экономики в 2015 году аналитики, опрошенные FocusEconomics ожидает, что в 2016 году российская экономика продолжит сокращаться, хотя и более умеренными темпами. Эксперты FocusEconomics Consensus Forecast прогнозируют, что ВВП России упадет на 0.7% в 2016 году, что на 0,1 процентного пункта выше прогноза прошлого месяца. Эксперты ожидают, что в 2017 году экономика вырастет на 1,3%.

Платежный баланс России

В текущем счете России зафиксировано регулярное положительное сальдо торгового баланса, в основном за счет экспорта таких товаров, как сырая нефть и природный газ. С 2010 по 2014 год средний профицит счета текущих операций в России составлял 66,8 млрд долларов США, достигнув пика в 2011 году в 98,8 млрд долларов США.

Платежный баланс России в четвертом квартале 2014 года испытал значительный шок условий торговли в результате падения цен на нефть, которое было частично компенсировано падением импорта.Одновременно геополитическая неопределенность и соответствующие санкции в 2014 году привели к значительному оттоку капитала, что еще больше ухудшило платежный баланс России. Отток капитала из частного сектора увеличился с 60,7 млрд долларов США в 2013 году до 130,5 млрд долларов США в 2014 году. За тот же период счет операций с капиталом и финансовыми операциями Российской Федерации сократился с дефицита в 45,4 млрд долларов США до дефицита в размере 146 млрд долларов США (2,2% и 7,8% ВВП соответственно).

В прошлом году в российской экономике было зарегистрировано самое резкое сокращение с 2009 года, поскольку сочетание внешних факторов, таких как падение цен на нефть и международные санкции, в сочетании со структурной слабостью серьезно сказалось на экономическом росте.За полный 2015 год экономика сократилась на 3,7%, что контрастирует со слабым ростом, зарегистрированным в предыдущем году. Однако спад в российской экономике во втором квартале 2016 года7 был самым медленным с момента начала рецессии в конце 2014 года. Обширные данные показали, что ВВП сократился на 0,6% ежегодно во 2 квартале, что превышает сокращение на 1,2%, зафиксированное в первом квартале. Хотя в сентябре промышленное производство сократилось, причем самыми быстрыми темпами за 8 месяцев, ожидается, что в 2016 году оно немного вырастет после самого сильного за шесть лет спада в 2015 году.

Структура торговли России

Сырая нефть, нефтепродукты и природный газ составляют примерно 58% от общего объема экспорта, черная металлургия составляет 4%, а экспорт других товаров горнодобывающего сектора, включая драгоценные камни и драгоценные металлы, составляет около 2,5%. Продажи в Европу составляют более 60% от общего объема экспорта, в то время как на Азию приходится примерно 30% экспорта. Российский экспорт в США, Африку и Латинскую Америку вместе составляет менее 5% от общего объема поставок.

Основные статьи импорта России — это продукты питания и наземный транспорт, которые составляют 13% и 12% от общего объема импорта, соответственно.Другой значительный импорт включает фармацевтические препараты, текстиль и обувь, пластмассы и оптические инструменты. Пик экспорта пришелся на 2012 год, достигнув 527 миллиардов долларов США; Пик импорта пришелся на 2013 год, достигнув 341 миллиарда долларов США.

В августе 2015 года российский экспорт составил 25,0 млрд долларов США, что на 39,7% меньше в годовом выражении. Это десятое подряд сокращение, выражающееся двузначными числами. Импорт составил 16,5 млрд долларов США, что на 34,7% меньше, чем годом ранее.

Положительное сальдо торгового баланса России стремительно сокращается.Положительное сальдо торгового баланса России сократилось до 4,4 млрд долларов США в августе этого года, что значительно ниже 8,8 млрд долларов США, зарегистрированных в том же месяце прошлого года, и 16,2 млрд долларов США в предыдущем году. Результат августа привел к снижению скользящего профицита за 12 месяцев до 99,5 млрд долларов США, что является наименьшим накопленным профицитом за более чем десятилетие. Падение положительного сальдо торгового баланса продолжает отражать свободное падение российского экспорта за последние несколько лет.

После периода повышенной волатильности цены на нефть недавно стабилизировались, особенно после внеочередного заседания Конференции ОПЕК в Алжире в последнюю неделю сентября, которое завершилось обязательством заморозить добычу нефти на отметке 32.5 и 33,0 млн баррелей в сутки. Аналитики ожидают, что это обязательство будет выполнено большинством членов на официальном заседании ОПЕК в ноябре, на котором экспортерам нефти, не входящим в ОПЕК, также предлагается подписать пунктирную линию. Восстановление ценового лидерства ОПЕК привело к резкому скачку мировых цен на нефть, в том числе на нефть марки Urals. 30 сентября цена на нефть марки Urals составила 46,3 доллара за баррель, что на 4,6% выше, чем в конце августа. Нефть марки Urals также восстановилась с минимумов, зарегистрированных ранее в этом году, и составила 31 балл.8% с начала года до текущей даты.

Денежно-кредитная политика России

Центральный банк России (Банк России), основанный в 1990 году, имеет ряд обязанностей в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации: поддержание стоимости и стабильности рубля, надзор за российскими финансовыми учреждениями (включая выполнение функций кредитора последней инстанции), управление валютными резервами и валютными резервами России и установление краткосрочных процентных ставок, что является одним из основных инструментов реализации денежно-кредитной политики банка.

Низкие цены на нефть и санкционный шок для российской экономики привели к тому, что рубль потерял 46% своей стоимости по отношению к доллару США в 2014 году, что вызвало политику Банка России, направленную на стабилизацию финансовой системы. Банк России повысил ключевую процентную ставку в декабре 2014 года на 650 базисных пунктов до высоких 17%, чтобы сдержать безудержную инфляцию, вызванную ослаблением рубля (базовая инфляция достигла 11,2% в декабре 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Банк России потратил 27,2 млрд долларов США в октябре 2014 года и 11 долларов США.9 млрд в декабре того же года на интервенции по поддержке рубля.

Центральный банк России постепенно снижал процентные ставки в течение 2015 года, начиная с 17,00% и снизившись до 11,00% к июлю. Процентные ставки оставались неизменными в течение почти года до июня 2016 года, когда они были снижены на 50 базисных пунктов до 10,50%. Принимая решение о снижении процентных ставок, Центральный банк указал, что власти более уверены в развитии инфляции, и отметил положительные результаты снижения инфляционных ожиданий и снижения инфляционных рисков на фоне медленного, но уверенного восстановления экономики.

С тех пор произошло заметное падение инфляции, что вынудило Банк снизить ставки в сентябре 2016 года с 10,50% до 10,00%. Однако власти заявили, что для закрепления устойчивого снижения инфляции «текущее значение ключевой ставки необходимо поддерживать до конца 2016 года с ее дальнейшим возможным снижением в первом-втором квартале 2017 года». Принимая во внимание свое решение, Банк сохраняет уверенность в том, что при все еще относительно жесткой денежно-кредитной политике инфляция снизится до 4,5% в 3 квартале 2017 года и далее снизится до 4.Целевой показатель 0% на конец 2017 года. Банк также указал, что он воздержится от дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики до первого или второго кварталов 2017 года.

Политика обменного курса России

10 ноября 2014 года Банк России un- привязала рубль к коридору бивалютной корзины (доллар США и евро), положив конец двум десятилетиям контроля над обменным курсом и переведя Россию к системе свободно плавающего обменного курса. Центральный банк также прекратил регулярные интервенции с рублем, но дал понять, что он по-прежнему привержен интервенции в поддержку российской валюты на случай возникновения рисков для финансовой стабильности.Поскольку курс рубля продолжал снижаться по отношению к доллару США из-за падения цен на нефть и повышенной неопределенности среди инвесторов, Центральный банк решил продолжить интервенции на валютном рынке, что обходилось Центральному банку в сотни миллионов долларов в день.

Стоимость рубля впервые начала падать в начале 2014 года после нескольких лет, когда обменный курс составлял примерно 30 рублей за доллар США, поскольку на страну сильно повлияли слабый экономический рост, высокие геополитические риски после аннексии Крыма и вспышки болезни. войны в Украине.Однако именно после обвала цен на нефть в конце 2014 года курс рубля не выдержал серьезного воздействия и, таким образом, начал свое свободное падение по отношению к доллару США, когда 16 декабря валюта достигла своего дна на уровне 68,5 рубля за доллар. На протяжении 2015 года российский рубль катился на американских горках. Высокая волатильность и сильные колебания цен на нефть серьезно сказались на валюте страны. В начале 2015 года на валютном рынке наблюдалась сильная волатильность, но к концу первого полугодия российская валюта стабилизировалась в коридоре от 50 до 60 рублей за доллар США.В начале второй половины года был еще один эпизод сильной волатильности, и 24 августа российская валюта закрыла торговый день на уровне 70,9 рубля за доллар, что было даже ниже, чем вышеупомянутая минимальная точка обвала рубля в декабре 2014 года. и представляет собой новый исторический минимум. Резкое падение в августе было в первую очередь реакцией на падение цен на нефть и растущие опасения относительно последствий, которые ударная волна, вызванная крахом фондового рынка Китая, может оказать на мировую экономику. Рубль закрыл 2015 год на отметке 72.9 рублей за доллар США — снижение стоимости на 30% по сравнению с концом 2014 года.

Колебания российского рубля в значительной степени обусловлены ценами на нефть, которая наряду с газом является основным экспортным товаром России. 21 января 2016 года курс валюты резко упал до рекордного минимума в 82,4 рубля за доллар США, поскольку цены на нефть упали до минимума, невиданного более десяти лет. Он постепенно стабилизировался между 60 и 70 рублями за доллар по мере улучшения экономики и роста цен на нефть с января 2016 года.

Фискальная политика России

После долгового кризиса 1998 года в стране почти десятилетие продолжалось Благоприятные цены на сырьевые товары (особенно в энергетическом секторе), относительно слабый рубль и жесткая налогово-бюджетная политика позволили России иметь профицит бюджета с 2001 по 2008 год, пока не разразился мировой финансовый кризис.

Россия сильно зависит от экспорта энергоносителей. В 2008 финансовом году доходы от нефти и газа достигли пика, составив половину российского федерального бюджета. Однако с тех пор, как в 2009 году страну поразил мировой финансовый кризис, российская экономика начала испытывать дефицит бюджета. В 2012, 2013 и 2014 годах бюджетный дефицит России составлял -0,02%, -0,7% и -0,6% ВВП соответственно. Исключением стал 2011 год, когда профицит российского бюджета составил 0,8% ВВП.

Низкие цены на нефть и обвал внутреннего спроса и импорта из-за того, что экономика погрузилась в рецессию, привели к сокращению бюджетных доходов в 2015 году.Фактически, влияние низких цен на нефть на бюджетные доходы России вызвало вопросы о долгосрочных экономических перспективах страны, а также о финансовой устойчивости. Снижение цен на энергоносители и зависимость российского правительства от доходов от энергоносителей для финансирования своего бюджета — доходы от нефти и природного газа составляли около 52% российского бюджета — вынудили российское правительство пересмотреть свою фискальную политику. В начале сентября 2015 года Министерство финансов объявило о решении приостановить действие бюджетного правила — закона, призванного ограничить государственные расходы.

Бюджетное правило вступило в силу в 2013 году, чтобы не дать правительству тратить впустую непредвиденные доходы от нефти и вместо этого направлять их в фонды на черный день. Правило также направлено на ограничение государственных расходов прогнозируемыми доходами, не связанными с нефтью, доходами от нефти, рассчитанными с использованием долгосрочных исторических цен на нефть, и бюджетным дефицитом на уровне не более 1,0% ВВП. На момент создания правила российские власти были обеспокоены тем, что доход от роста цен на нефть будет стимулировать проциклические расходы.Однако в условиях слабого экономического роста и цен на нефть, составляющих лишь половину от уровня 2014 года, Россия столкнулась с противоположной проблемой.

Поскольку бюджетное правило ограничивает государственные расходы долгосрочными историческими ценами на нефть, если действие закона будет продолжено до 2016 года, это будет означать, что справочная цена будет выше, чем та, которая прогнозировалась на 2016 год — в среднем 50 долларов США за штуку. баррель.

Официально налоговое правило временно приостановлено. Некоторые советники, в том числе бывший министр финансов Алексей Кудрин, высказались в поддержку приостановления действия правила, по крайней мере, на год.Более того, помимо приостановления действия бюджетного правила, правительство также объявило о переходе от трехлетнего бюджетного плана к однолетнему. Трехлетний бюджетный план был разработан, чтобы заставить правительство использовать среднесрочный подход и избегать необоснованных обязательств. В целом, изменения в бюджетном процессе проложили путь к более гибкой бюджетной политике в целях смягчения последствий низких цен на нефть и замедления экономического роста.

Некоторые аналитики предполагают, что с большими резервами и низким государственным долгом Россия может позволить себе иметь скромный бюджетный дефицит, не ставя под угрозу финансовую устойчивость.Дефицит бюджета закончился на уровне 2,8% в 2015 году.

В России есть два бюджетных буфера, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), оба из которых находятся под давлением в результате ухудшения экономических условий. Министерство финансов указало, что прогнозируемый дефицит бюджета на 2015 год (2,7 трлн руб., Что эквивалентно 3,8% ВВП) будет покрываться из Резервного фонда страны, а не за счет увеличения долга. К сожалению, правительство не смогло удержать этот дефицит из-за неспособности его финансировать.Из-за международных санкций правительство не могло брать займы из-за границы. В декабре 2014 года правительство разрешило увеличить дискреционное использование ресурсов ФНБ с целью стабилизации финансовой системы. У правительства России не было иного выбора, кроме как продолжать сокращать ФНБ.

.

Независимость центрального банка

Первая лекция Ламфалусси Марио Драги, президента ЕЦБ, в Национальном банке Бельгии, Брюссель, 26 октября 2018 г.

Страны с развитой экономикой сейчас выходят из последствий великого финансового кризиса. Несмотря на самый большой шок в послевоенный период, центральные банки преуспели в поддержании стабильности цен и выполнении своих мандатов.

Ключевым фактором этого была независимость центрального банка. Но, несмотря на его преимущества, его желательность и актуальность в настоящее время все чаще ставятся под сомнение.

Эволюция независимости центрального банка

Обоснование делегирования полномочий независимым центральным банкам возникло в основном из опыта 1970-х годов. В то время политики считали, что существует стабильный компромисс между безработицей и инфляцией, посредством которого денежно-кредитная политика может обеспечить постоянный рост занятости за счет несколько более высокой инфляции.

Компромисс основывался на представлении о том, что увеличение денежной массы может повысить совокупный спрос и стимулировать занятость, сохраняя при этом надежные инфляционные ожидания.

Было обнаружено, что эта политика несовместима со временем. Со временем обязательства по сдерживанию инфляции потеряли доверие. Общественность стала предвидеть поведение денежно-кредитной политики и быстро включила ожидания более высокой инфляции в свои ценообразование и переговоры по заработной плате. Компромисс между безработицей и инфляцией исчез. [1]

В Соединенных Штатах, например, инфляционные ожидания на год вперед неуклонно росли с примерно 4% в 1970 году до 12% в 1979 году. [2] Инфляция за все десятилетие составляла от 3% до 12%. Но не произошло падения безработицы, которая колебалась от 4% до 9%. Фактически, инфляция и безработица имели тенденцию расти одновременно.

Таким образом, чтобы преодолеть непоследовательность во времени, центральные банки должны были восстановить доверие как институты, способные обеспечивать стабильность цен. Таким образом, они придерживались неинфляционной траектории, сопротивляясь любому политическому давлению с целью достижения иных целей, кроме стабильности цен.

Как показали Алесина и Саммерс, центральные банки, действовавшие таким образом, такие как Бундесбанк, сумели добиться более низкой инфляции без штрафов за объем производства или занятости. [3]

Годовая инфляция в Германии с 1970 по 1990 год составляла в среднем всего 3,8%, тогда как во Франции она составляла в среднем 7,9%, а в Италии — 11,8%. В то же время безработица в Германии за тот же период составляла в среднем всего 3,6%, тогда как во Франции — 5,6%, а в Италии — 6,4%.

Общества постепенно сошлись на структуре, в которой денежно-кредитная политика была освобождена от давления краткосрочных политических программ и делегирована независимым центральным банкам.В обществе сложился четкий консенсус в отношении того, что стабильность цен является общим благом при любых обстоятельствах, но ее достижение зависит от правильной институциональной основы.

Это основывалось на трех элементах: центральным банкам требовался четкий мандат для достижения стабильности цен; им нужна была независимость в отношении инструментов, которые они могли использовать для выполнения своего мандата; денежно-кредитная политика должна была быть встроена в прочную структуру подотчетности, требующую от центрального банка объяснения того, как его решения способствовали достижению его цели.

Эта основа предлагала общественности гарантию того, что независимые центральные банки не будут осуществлять свои полномочия произвольно. Их свобода действий была ограничена тем, как они формулировали денежно-кредитную политику. У них не было свободы выбора в отношении , будет ли преследовать свои цели, и , какую цель они должны были достичь. Именно на этой основе был установлен мандат Европейского центрального банка.

На протяжении большей части 1990-х и начала 2000-х годов основы денежно-кредитной политики не подвергались сомнению.По общему мнению, предоставление независимости центральным банкам помогло взять инфляцию под контроль. Межстрановые исследования выявили явную отрицательную связь между независимостью и инфляцией в странах ОЭСР. [4]

Более того, независимость центрального банка рассматривалась как ключевой фактор в более низкой волатильности объема производства и инфляции, наблюдавшейся в этот период — феномене, определяемом как «большая сдержанность». [5] Было обнаружено, что с середины 1980-х годов изменчивость роста реального выпуска снизилась вдвое, в то время как изменчивость инфляции снизилась примерно на две трети. [6]

Важно отметить, что центральным банкам удавалось поддерживать низкую и стабильную инфляцию с помощью единственного инструмента — процентных ставок политики, — что не вызвало особого беспокойства. Политика процентных ставок воспринималась как обычный инструмент денежно-кредитной политики и создала небольшой эффект распределения.

Затем разразился великий финансовый кризис, который привел к резкому падению объемов производства и инфляции в странах с развитой экономикой. Это поставило центральные банки перед двумя новыми проблемами.

Первым испытанием было их целей .Впервые на памяти живых существ возникла угроза развертывания дефляционной спирали. Это привело бы не только к невыполнению центральными банками своих мандатов, но и к тому, что вся экономика погрузилась бы в затяжную депрессию, как это произошло в 1930-х годах.

Вторая проблема была с их приборами . Столкнувшись с этими дефляционными угрозами, центральные банки решительно отреагировали традиционной политикой, но в конечном итоге они столкнулись с нижней границей процентных ставок. Это потребовало от них принятия новых нетрадиционных мер, таких как крупномасштабная покупка активов, для стабилизации инфляции.

Новые условия низкой инфляции и нетрадиционной политики привели к вопросам о ключевых принципах консенсуса в отношении докризисной денежно-кредитной политики. Некоторые наблюдатели теперь задаются вопросом, существуют ли еще обстоятельства, оправдывающие независимость центрального банка, и остаются ли основания для делегирования денежно-кредитной политики независимым органам власти. [7]

Несогласованность во времени при низкой инфляции

Первое утверждение состоит в том, что в условиях более низкой инфляции проблема несогласованности во времени, возникшая в 1970-х годах, стала менее актуальной.Таким образом, независимые центральные банки больше не являются необходимостью для обеспечения доверия и сохранения инфляционных ожиданий.

Такое рассуждение основывается на двух предположениях: во-первых, инфляционное давление в странах с развитой экономикой в ​​целом исчезло; и, во-вторых, общественный консенсус, лежащий в основе стабильности цен, сейчас настолько прочно установлен, что избранные органы власти не будут ставить его под угрозу, преследуя другие цели. Оба эти предположения могут быть поставлены под сомнение.

Во-первых, отсутствие инфляционного давления в последние годы хорошо объясняется двумя факторами, и ни один из них не оправдывает изменения основы денежно-кредитной политики.

Первый — это стабильность денежно-кредитного режима, означающая, что экономические потрясения больше не оказывают длительного воздействия на инфляцию ни во время спадов, ни во время подъемов. [8] Это прямой результат успеха центральных банков за последние двадцать лет в закреплении ожиданий и снижении волатильности инфляции. Таким образом, ответ на стабильную инфляционную среду не должен заключаться в разрушении основы, которая ее создавала.

Другой фактор — это глубина кризиса, поразившего страны с развитой экономикой, который создал необычно высокий уровень безработицы и сделал инфляцию менее чувствительной по мере восстановления рынка труда. [9] Но и здесь мало что можно получить, сделав центральные банки менее независимыми. Долгосрочные институциональные механизмы, основанные на твердом социальном консенсусе, не должны изменяться из-за циклических изменений инфляции.

Но существуют ли продолжающиеся структурные изменения в экономике, как утверждают некоторые, которые будут постоянно сдерживать инфляционное давление в будущем?

Представление о том, что инфляция является немонетарным явлением, не ново. В 1971 году политики Федеральной резервной системы утверждали, что инфляция была «структурной проблемой, не поддающейся макроэкономическим мерам». [10] , и аналогичные утверждения можно найти в отчетах других центральных банков за 1970-е годы.Позиция ФРС изменилась только после того, как Пол Волкер стал ее председателем в 1979 году и подтвердил ответственность за денежно-кредитную политику.

Сегодня мы являемся свидетелями серьезных демографических и технологических изменений, но это не обязательно означает, что структурные факторы являются основными факторами инфляции.

Действительно, влияние демографических изменений на инфляцию неясно. Это может оказать понижательное давление на цены, если совокупный спрос упадет больше, чем совокупное предложение. Но в равной степени это может вызвать повышательное ценовое давление.Согласно гипотезе жизненного цикла, по мере старения общества пожилые люди в конечном итоге тратят свои сбережения и потребляют больше. [11]

Влияние технологических изменений, таких как распространение электронной коммерции, также неясно. Электронная коммерция в принципе может подорвать монополистическую власть поставщиков, что приведет к снижению наценок и сглаживанию кривой Филлипса. Другими словами, более низкий уровень безработицы не обязательно приведет к более быстрому росту заработной платы. Но это также может привести к более частому изменению цен поставщиками, что приведет к более крутой кривой Филлипса. [12]

В любом случае, эффекты структурных изменений не могут создать устойчивую дезинфляцию. Они могут привести только к потенциально долгому переходу к новому устойчивому состоянию. Будет ли инфляция выше или ниже со временем, будет зависеть от реакции денежно-кредитной политики на этом пути. И недавний опыт подсказывает, что независимые центральные банки остаются лучшими институтами для закрепления инфляционных ожиданий посредством таких переходных процессов.

Это подводит меня ко второму предположению о стимулах выборных властей.

Вера в то, что они больше не будут ставить под угрозу стабильность цен в погоне за другими краткосрочными целями, не подтверждается тем, что мы наблюдали в последние годы. Фактически, стало очевидно, что несогласованность во времени — это повторяющийся риск, который возникает как в условиях высокой, так и в условиях низкой инфляции.

Когда инфляция растет, краткосрочные политические соображения по-прежнему создают определенный набор стимулов для оказания давления на центральные банки, заставляя их отдавать приоритет экономическому росту и избегать ужесточения денежно-кредитной политики.А когда инфляция падает, мы увидели, что есть стимулы уделять первоочередное внимание соображениям морального риска и проблем финансового сектора и противодействовать смягчению денежно-кредитной политики.

Такие стимулы были заметны в зоне евро во время кризиса. Несмотря на наблюдаемое снижение инфляции, были те, кто выступал против принятия нетрадиционных мер, потому что опасались возможных последствий для готовности правительства проводить реформы или для стимулов банков к очистке своих балансов.Этим рискам был отдан приоритет над уверенностью , что стабильность цен будет принесена в жертву без каких-либо действий.

И сегодня в других юрисдикциях мы видим, что публично выражается озабоченность по поводу того, следует ли центральному банку идти по пути нормализации перед лицом растущей инфляции.

Эти действия пока имели ограниченные последствия только потому, что центральные банки независимы и заслуживают доверия. Но если бы центральные банки были менее независимыми и общественность осознавала, что на денежно-кредитную политику можно оказывать давление в любом направлении, это в конечном итоге ослабило бы инфляционные ожидания и поставило бы под угрозу стабильность цен — так же, как в 1970-х годах.

Взаимосвязь между денежно-кредитной и фискальной политикой

Кризис также вызвал вопросы о взаимосвязи между денежно-кредитной и фискальной политикой. Во-первых, утверждается, что, когда центральные банки применяют нетрадиционные меры, влекущие за собой покупку больших объемов государственных облигаций, они переходят границу фискальной политики. Поступая так, они превышают свои полномочия и пределы своей независимости.

Такие рассуждения игнорируют ключевые аспекты нашей институциональной структуры.

Особый дизайн мандатов центральных банков — который дает им независимость в отношении своих инструментов, но не их целей — был введен в действие, потому что никто не мог предвидеть все проблемы, с которыми денежно-кредитная политика может столкнуться в будущем. Предоставление центральным банкам свободы действий в отношении своих инструментов было лучшим способом гарантировать, что бы ни случилось, социальный консенсус в пользу стабильности цен может быть сохранен.

Действия центральных банков во время кризиса не только полностью следовали этому принципу, но и продемонстрировали, почему это было необходимо.

Если бы традиционной политики было недостаточно для обеспечения стабильности цен, центральные банки не справились бы со своими мандатами без независимости инструментов. Но, расширив свой набор инструментов, они расширили свое политическое пространство, чтобы они могли достичь своей цели.

Хотя использованные нами меры были беспрецедентными, сдвиг произошел только в из , а не в функции . Их функция была точно такой же, как у традиционной политики: увеличивать денежные и кредитные агрегаты, поднимать спрос и стабилизировать среднесрочную инфляцию вокруг нашей цели.

Действительно, Милтон Фридман утверждал, что покупка активов — это не только подходящий инструмент денежно-кредитной политики, они — при определенных обстоятельствах — необходимы для увеличения денежной массы и поддержания стабильности цен. Поэтому он поддержал их использование во время дефляционных эпизодов, таких как Великая депрессия или Япония в 1990-х годах. [13]

Тот факт, что развертывание покупки активов полностью соответствовало нашему мандату, был подтвержден Европейским судом. В своем заключении по нашей программе прямых денежных операций он постановил, что покупка государственных облигаций является законной в соответствии с уставом ЕЦБ и является законным инструментом денежно-кредитной политики. [14]

Другая проблема независимости центрального банка связана с эффективностью денежно-кредитной политики при нижней границе процентных ставок.

Утверждается, что когда процентные ставки падают до нуля, денежно-кредитная политика становится неэффективной, поскольку попадает в «ловушку ликвидности», где больше не может стимулировать спрос. В этих условиях необходима фискальная политика для стабилизации инфляции.

Утверждается, что до тех пор, пока процентные ставки остаются ограниченными нижней границей, денежно-кредитная политика должна поддерживать фискальную политику для достижения стабильности цен.Но говорят, что независимость центрального банка препятствует такой координации.

Начнем с того, что представление о неэффективности денежно-кредитной политики при достижении нижней границы было опровергнуто опытом кризиса. В настоящее время имеется множество свидетельств того, что нетрадиционная политика, принятая центральными банками, облегчила условия финансирования, увеличила объемы производства и стабилизировала инфляцию. [15]

В случае с ЕЦБ возник конкретный вопрос о том, будут ли наши покупки активов эффективными в экономике, основанной на банках.Но по нашим оценкам, темпы роста банковского кредитования компаний зоны евро были бы сегодня более чем на треть ниже без нашего пакета мер по смягчению кредитования. Ставки, которые банки взимают с фирм при заимствовании денег, были бы примерно на 50% выше.

Это не означает, что денежно-кредитная политика не может выиграть от большего согласования с налогово-бюджетной политикой в ​​условиях глубокого спада. В зоне евро было ясно, что отсутствие поддерживающей совокупной фискальной позиции стало препятствием для денежно-кредитной политики во время кризиса.Но для того, чтобы такое согласование политики было успешным, оно должно основываться на том, чтобы каждый орган выполнял свой собственный мандат в условиях полной независимости.

Существование множества участников, определяющих макроэкономическую политику, требует четких полномочий, чтобы избежать того, что Милтон Фридман назвал «распределением ответственности, которое способствует уклонению от ответственности в периоды неопределенности и трудностей» . [16]

Более того, если центральные банки вступят в форму координации с фискальными органами, которая снизит их независимость, это в конечном итоге приведет к саморазрушению.

В то время как мандат ЕЦБ — стабильность цен, фискальные органы имеют несколько мандатов. Таким образом, если центральный банк подчинится политическому контролю, координация с фискальными органами вряд ли будет ограничена нижней границей.

У фискальных органов будет стимул использовать денежно-кредитную политику для достижения других целей. И это закончится тем, что денежно-кредитная политика станет доминирующей в фискальной сфере, что, как показывает история, несовместимо с ценовой статистикой

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о